Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Путешествие в страну Фразеология". 5–7-е классы

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


I. Пояснительная записка.

Наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная систематическая внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять навыки, полученные учащимися на уроках, с другой - глубже раскрывать богатства русского языка.

Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, и всё то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений и навыков создаёт внеклассная работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки- учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку . При проведении игры используются информационные технологии, которые выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках.

На данном мероприятии используется мультимедиа- презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартной формы мероприятия.

Использование ИКТ на внеклассных мероприятиях позволяет значительно разнообразить, внедрить игровой момент, повысить наглядность материала, а также способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

II. План проведения мероприятия

Цели:

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по фразеологии.
  • Формировать умения применять полученные знания на практике.

Развивающие цели:

  • Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать умение работать в группах и самостоятельно.
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Ход игры

Эпиграф:

Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь

I. Организационный момент.

Проверяется готовность детей к игре. Правильный ответ оценивается красной фишкой , неполный- синей фишкой. Во время движения паровоза (на слайдах) учитель называет станции, знакомит с заданиями.

Презентация.

II. Вводная часть.

– Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам надо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: Р, О, Я, Ф, А, Е,З, О, Л,Г, И. (слайд 3)

Ответ: фразеология.

- Что это слово обозначает? (Фразеология- раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, то есть фразеологизмы).

- На сегодняшнем мероприятии мы ещё раз убедимся в том, что фразеологизмы украшают нашу речь, помогают более образно и эмоционально выразить мысль.

III. Основная часть.

- Итак, все ли готовы отправиться в путь? А помните ли вы правила поведения в транспорте? (ответы детей)

- Наш поезд приближается к станции. Посмотрим её название.

1. Станция “Поисковая” (Слайд 5)

- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задание на этой станции. Найдите фразеологизмы .

- Лодка плывёт по течению.(нет)

- Он ничего не хочет менять, плывет по течению.

- По приказу командира солдат вышел из строя.(нет)

- Аппарат быстро вышел из строя.

- Проверим ваши ответы.

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции.

2. Станция “ Аукционная” (Слайд № 7)

- Что обозначает слово аукцион? Откроем словарь С.И. Ожегова и посмотрим значение этого слова.

Аукцион - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

- Сейчас я буду “продавать” слова глаз, рука, голова(написаны на карточках, картинки предметов- на слайде). Побеждает “покупатель”, который последним произнёсёт фразеологизм с названным словом.

Со словом глаз ребята называют такие фразеологизмы: говорить в глаза, хоть глаз коли, в глаза не видеть, куда глаза глядят, с глазу на глаз ит.д.

Со словом рука: рука об руку, рука руку моет, рука не поднимается, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать и т.д.

Со словом голова: Вбить в голову, терять голову, с больной головы на здоровую, выкинуть из головы, вскружить голову и т.д.

Победителей аукциона, т.е. тех, кто последним назвали фразеологизмы с данными словами, награждают фишками.

- Едем к следующей станции.

3. Станция “Словесная”.(Слайд № 9)

- Я вам буду загадывать загадки. Слова- отгадки мы запишем на крылья бабочки. Чтобы оживить бабочку, надо составить фразеологизмы с этими словами.

Загадки

1.

Мордочка усатая, шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается. (Кот)

2.

Про меня говорят,
Будто пячусь я назад.
Не назад, а вперёд,
Только задом наперёд.(Рак)

3. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь)

4.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (Вода)

Ребята называют такие фразеологизмы: как мышь на крупу, кот наплакал, когда рак на горе свистнет, водой не разольёшь, вывести на чистую воду, толочь воду в ступе, как две капли воды и т.п.

- Вы ответили правильно, и бабочка ожила. Молодцы.

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции.

4. Станция “Юмористическая”. (Слайды 11-13)

-Какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках?

-С хорошим настроением можно продолжить путешествие.

5. Станция “ Лексическая”. (Слайд 15)

- Как вы думаете, почему так называется наша станция?

- Найди соответствия к каждому фразеологизму, объяснив его значение.

- Как в воду канул - исчезнуть;

- Навязнуть на зубах - надоесть;

- Витать в облаках - мечтать;

- Кот наплакал - мало;

- Что в лоб, что по лбу - всё равно, одинаково;

- Хоть пруд пруди - много.

- По какому словарю определяется значение фразеологизмов?(По фразеологическому)

- В каком словаре разъясняются наиболее употребительные фразеологизмы? (В толковом)

- Молодцы, ребята. Можно отправляться дальше.

- Наш паровоз приближается к следующей станции.

6. Станция “Удачная”. (Слайд № 17)

- Удача улыбнётся тем, кто быстрее всех найдёт вторую часть фразеологизма.

-  Два сапога (пара).

- Проще пареной (репы).

- Не в бровь, (а в глаз).

- Обвести вокруг (пальца).

- Крокодиловы (слёзы).

- Сулить золотые (горы).

- Комар носа (не подточит).

- Слышали ли вы такие выражения? Давайте определим их значение.

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции

7. Станция “Антонимичная”. (Слайд № 19)

- Из данных идиом составьте антонимичные пары.

- Что называется антонимами? (Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)

Для участия приглашаются 8 человек. Они получают карточки с названиями фразеологизмов. Побеждает та пара, которая быстрее всех найдёт антоним к фразеологизму.

- Сидеть сложа руки – не покладая рук;

- Коломенская верста - от горшка два вершка;

- Жить душа в душу - как кошка с собакой;

- Заваривать кашу - расхлёбывать кашу

Молодцы, ребята. С заданием справились хорошо.

- А кто любит сюрпризы? Они нас ожидают на следующей станции.

8. Станция “Сюрпризная”. (Слайд №21)

- В закрытой коробке лежат разные предметы. Каждый игрок, не глядя в коробку, выбирает для себя предмет и называет фразеологизм, содержащий его название.

В коробке лежат такие предметы: яйцо, очки, камень.

- Понравилось ли вам получать сюрпризы? Какой сюрприз удивил больше всех?

- Наш паровоз движется дальше. Подъезжаем к следующей станции

9. Станция “ Загадочная”. (Слайд №23-26)

-С вами играют ученики нашей школы. Они покажут шарады, а вы постарайтесь их разгадать и объяснить значение.

IV. Заключительная часть.

- Итак, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы убедились, что фразеологизмы делают нашу речь образной, эмоциональной, украшают её.

Удачных путешествий вам по стране Фразеология.

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и синих фишек), награждение.