Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Профилактика возникновения социально- эмоциональных проблем у учащихся.
  • Усвоение учащимися основных нравственных принципов
  • Поразмышлять о важнейших нравственных ценностях: о добре, уважении, любви, милосердии, о сложности нравственного выбора
  • Формирование принципов доброго отношения друг к другу и негативного отношения к всякого рода проявлениям агрессии.

Участники: учащиеся 8А класса, родители, классный руководитель.

Эпиграф: “Без сострадания и милосердия невозможно жить в мире”. (Зигфрид Ленц)

  • Помнящий добро никогда не сотворит зла.
  • Милосердие – готовность помочь кому- нибудь или просто простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей.

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”.

Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастлив. И. С. Тургенев писал: “Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево”. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает.

Отрывок из сказки Салтыкова –Щедрина “Премудрый пескарь”

“Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит:” Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть так гляди в оба. ” Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: “Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то как пропадешь”. Так он и сделал. Вырвл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом сотни лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать никому “Он жил дрожал и умирая дрожал”.

Какова мораль этой сказки?

Если человек добрый, веселый, искренний, доброжелательный, то он никогда не стареет душой. Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. С экранов телевизоров каждый день мы видим сцены насилия и убийства. Конечно, мы свободны в выборе пути, но должны оставаться неприкосновенными такие качества характера, которые воспевали поэты всех времен и народов.

Попробуйте назвать эти драгоценные качества.

Учитель: Отрадно заметить, что такие качества человека как доброта, милосердие, человечность не забыты сегодня

Часто приходится наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим.

  • Знакома вам эта ситуация?
  • Встречались ли вы с такими людьми?
  • Почему эти люди так поступают?
  • Все ли люди способны на это?
  • С какой целью они это делают?

Учитель: Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово “Счастье”.

  • “Человек который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)
  • “Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека пока его жизнь не закончилась”. (Софокл )
  • “Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)
  • “Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”. (С. Шарп )
  • “Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр )
  • “Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”. (Лермонтов)

Учитель: Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном время провождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.

Стих о дружбе

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты поспешно не суди.
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопидся
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем
И с течением наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
Ты судом поспешным не суди.
Гнев на друга может быть поспешным
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас ради БОГА
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей.

Кто он - настоящий друг?

Чтение отрывка “Маленький принц”

“Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня…”

Обсуждение фильма “Чучело”

Вы посмотрели самый жестокий эпизод фильма. Девочку оскорбили, унизили и “сожгли”. И ни один одноклассник не заступился за нее. Даже человек, которого она считала лучшим другом.

- Что вы можете сказать о поступке Лены Бессольцевой?

- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?

- Как бы вы поступили на месте Лены Бессольцевой? А на месте Димы Сомова?

- Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?

- Что заставило ребят задуматься в конце фильма?

- Не встретили ли вы в фильме благородных людей?

Как не позволять себя обижать?

  • Не бойся агрессора, держись уверенно.
  • Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.
  • Не груби в ответ и не дерись.
  • Используйте следующие стратегии поведения:
  • Твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;
  • Пошути в ответ;
  • Спокойно уйди ( не убегай);
  • Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не сможешь справиться сам.

Учитель. Завершить классный час я хочу словами В.А.Сухомлинского “Надо иметь большую силу духа, чтобы “жить сердцем”, желать добра другим. Умение чувствовать умение видеть по-доброму окружающих людей не только показатель этической культуры, но и результат огромной внутренней работы духа. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем вчера; добрые побуждения ему самому приносят счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Способен желать добра другому только тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера. От того, как мы видим другого человека, как мы к нему относимся, зависит мир и покой в нашей душе”

  • За добро платите добром!
  • Будьте добрыми и милосердными.