Кейс-технология при обучении химии в школе

Разделы: Химия


Жизнь за стенами школы показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться.

В связи с этим в современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого в том, чтобы сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать, выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками, которая определяет развитие детей.

Для достижения данной цели учителя в своей практике используют различные технологии, среди которых особо хотелось бы выделить кейс-технологию.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное предназначение данной технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.

К дидактическим принципам кейс-технологии можно отнести:

  • индивидуальный подход к каждому учащемуся;
  • обеспечение учащихся достаточным количеством наглядных материалов;
  • максимальное предоставление свободы в обучении;
  • акцентирование внимания на развитии сильных сторон ученика;
  • формирование у учащихся умения работать с информацией;
  • обеспечение доступности учителя для учащегося, который должен иметь возможность в любое время обратиться к нему.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их надо находить самостоятельно.

Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее бывает представлена не явно.

Кейсы могут быть печатными, мультимедиа- и видео-кейсами. По форме и содержанию их можно классифицировать, например, следующим образом: комплексный кейс, содержащий до 20 и более страниц информации, первичных данных, видеороликов и т.п.; кейс-изложение, кейс-иллюстрация; кейс-практическая задача; кейс со структурированными вопросами. Как правило, в школьной практике кейс состоит из трех частей: описания конкретной ситуации; вспомогательной информации, необходимой для анализа кейса; заданий к кейсу.

Среди методов, используемых чаще всего в школе, можно выделить метод инцидентов, игровое проектирование, ситуационно - ролевую игру, метод дискуссии, кейс-стади.

Действия учителя, использующего кейс-технологии сводятся к следующему:

  • создание кейса; это довольно сложная творческая работа, осуществляемая за пределами класса;
  • распределение учеников по малым группам (желательно 4-5 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем.

В ходе работы с кейсом учитель может предлагать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или дополнительной информации; в определенных условиях он будет сам давать ответ; учитель может оставаться молчаливым, пока кто-то работает над проблемой.

При работе ученика с кейсом отметим несколько этапов:

I этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап- выделение основной проблемы (проблем);

III этап - предложение концепций или тем для “мозгового штурма”;

IV этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап - решение кейса (предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения).

В группе учащихся, работающих над кейсом, мы распределяем функциональные роли между ними, как правило, следующим образом:

ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;

аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;

протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения обычно он или ведущий выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы;

наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев;

поисковик добывает информацию, например, из сети Интернет.

В процессе непосредственной работы над кейсом рекомендуем учащимся:

  • двукратно прочитать кейс для того, чтобы хорошо разобраться в фактах;
  • составить список проблем, с которыми придётся иметь дело;
  • при наличии цифровых данных попытаться их оценить и объяснить;
  • составить анализ имеющейся ситуации;
  • провести дискуссию при решении проблемы посредством аргументации;
  • по каждому вопросу дать кратко высказаться всем желающим и обеспечить фиксацию (запись) высказываний;
  • сформулировать результирующее мнение, выступающее в качестве решения поставленной задачи;
  • разработать план действий по решению проблемы;
  • не предлагать решений, которые предполагают губительные последствия;
  • подготовить итоговое выступление – с текстом, при необходимости с графиками, таблицами. Другие группы слушают и оценивают выступление ведущего, учитель подводит общие итоги занятия.

При использовании кейс-технологии достигаются следующие цели: развитие аналитического, творческого, критического мышления; практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозначности практических проблем и жизненных ситуаций (возникающих в реальной деятельности); способность и готовность к оценке и принятию решения; гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний; развитие социальных компетенций при работе в группе.

Использование кейс – технологии позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может даже напоминать театральный спектакль.

Кейс-технология способствует развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, выработке коммуникативных качеств, развитию инициативности учащегося. 

На уроках химии мы используем кейс-технологию, как правило, в конце изучения темы, когда школьники имеют достаточный запас знаний по ней. Тематика кейсов по химии, которая освоена в старших классах нашего лицея, такова: “Болезни металлов”, “Кислотная тема в нашей жизни”, “Вода – основа жизни на Земле”, “Тайны спички”, “Химические элементы в организме”, “Соединения кальция в строительстве”, “Чёрное золото”, “Минералы – драгоценные камни” и др.

Кейс “Хлор в жизни человека”

В Японии объединенными силами Национального института здоровья и Префектурного университета Сидзуоки было проведено исследование. Ученые выяснили, что естественные органические вещества вступают в реакцию с хлорированной водой из-под крана, образуя опасные соединения, которые могут служить причиной рака. Такие соединения называются МХ, то есть “Мутаген икс” или “Неизвестный мутаген”.

Задания:

  1. Предложите способы уменьшения ядовитого влияния хлора в питьевой воде на организм человека.
  2. Исходя из своей жизненной практики, приблизительно рассчитайте, сколько хлорированной воды вы используете в течение дня и для каких целей?
  3. Какие органы человека больше всего страдают от воздействия хлора?
  4. Как влияет хлорированная вода на человека при купании?
  5. Найдите дополнительную информацию о замене хлора при обеззараживании воды.
  6. Исследуйте различные товары бытовой химии в своём доме. Составьте список хлорсодержащих соединений, укажите меры безопасности при работе с ними.

Отчёт о проделанной работе можно предоставить в произвольной форме.

Кейс “Водородомобили – шаг в будущее”

Автомобили Honda FCX Clarity на водородных топливных элементах ездят по дорогам Европы с 2009 года. В 2011 году Honda присоединилась к европейскому партнерству экологичной энергии (Clean Energy Partnership), после чего вывела на первый план производство экологически чистых автомобилей. А на Пятом Московском Международном автосалоне ВАЗ представил свою новинку “Лада-Антэл” с баллонами водорода и кислорода.

Задания:

  1. Почему многие автомобильные компании разрабатывают автомобили, работающие на водородном топливе?
  2. Как выхлопные газы автомобилей, работающих на углеводородном топливе, влияют на здоровье человека?
  3. Какие “+” и “-” вы видите у водородомобилей?
  4. Найдите дополнительную информацию об их устройстве.
  5. Если в вашей семье или у ваших знакомых есть автомобили, подсчитайте, сколько приблизительно литров бензина, газа и какой марки используете ежедневно.
  6. Какие вещества и в каком количестве могут находиться в выхлопных газах ваших автомобилей?

Отчёт о проделанной работе можно предоставить в произвольной форме.

Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации.

Интернет-ресурсы.

  1. http://festival.1september.ru/articles/570324/
  2. http://www.chudo-diplom.ru/diplom/206963

28.05.2013