Поликультурное образование и одно из направлений – толерантность на уроках географии и химии

Разделы: Химия, География


“Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя а, напротив, одаряю”.
(Антуан де Сент – Экзюпери)

Россия стремиться к гармонизации национальных отношений в стране, мы должны работать над тем, чтобы, в конечном итоге, все национальные отношения в стране стали гармоничными заявлял президент РФ Дмитрий Медведев.

Уважение и утверждение культурных различий – высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Патриотизм и толерантность в современной России неотделимы друг от друга, т.к. Россия – страна многонациональная. Т. е. быть патриотичным, значит быть толерантным.

Содержание образования современной школы создает предпосылки для формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной “поликультурной” среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, а также формирует и воспитывает навыки толерантного поведения и сознания [1].

Учебный предмет "География" представляет собой определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры то есть религии, языка, традиций. Носители культуры – это народы, каждый из которых имеет свои традиции и культуру отношений, поведения. На уроках географии я знакомлю учащихся с другими традициями, религией, нормами определенного поведения разных народов, воспитываю патриотизм и толерантность.

Для учащихся важно понимание, что Россия – многонациональное государство.

Уроки географии позволяют вводить в мировоззрение учащихся понятие толерантности.

В результате проведения такой работы у ребят появляются новые интересные и необычные знания традиций разных народов мира, вырабатывается уважительное отношение к ним, а значит, развивается толерантность.[2]

В школе, где процесс образования идет на фоне воспитания; где сходятся дети разных национальностей, разных статусов и взглядов, нужна терпимость в отношении друг к другу, не взирая на цвет кожи, социальное положение, разные точки зрения. Поэтому толерантности нужно учить, наравне со всеми учебными предметами, в том числе и на уроках химии. Учить принимать других такими, какие они есть. Учить терпимо, относиться к самобытности, умно разрешать конфликты, творчески преобразовывать различия.[3]

Большой потенциал для формирования поликультурной образовательной среды представляют такие темы уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы:

предпосылки зарождения науки химии, историю открытий химических элементов, формирование химических и физических законов, составленная периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и многие другие. Эти уроки могут развивать самостоятельность, ответственность, расширять кругозор, формировать научное мировоззрение.

А универсальным результатом многих направлений поликультурного влияния должна стать личность ученика, максимально образованная, толерантная во всех смыслах этого слова.

Раздел урока школьного курса.

География.

Тема урока. Раздел, в котором рассматривается понятие толерантности. Ожидаемые конечные результаты.
7 класс. 1. Земля – планета людей. “ Народы и страны”.

Создание непринужденной доброжелательной атмосферы в классе, воспитание уважения и терпимости к людям независимо от расовой и конфессиональной принадлежности

В результате ребята понимают, что за названиями религий и этносов стоят люди с другими традициями быта и культуры, но с такими же, как у нас общечеловеческими ценностями.

2. Население и политическая карта (Африки, Южной Америки, Северной Америки, Австралии, Евразии).

“ Народы и страны материков”.

Прививать уважение и интерес к традициям быта разных народов.

Создание условий для воспитания толерантности.

 

8 класс. 1. Геополитическое, этнокультурное и экологическое положение России. “Население России”.

Учить проявлять уважение к религиозным традициям, обычаям разных народов.

Создание условий для понимания важности толерантного отношения к представителям различных наций и национальностей.

На примере дружбы между молодёжью разных национальных культур регионов России.

2. Численность населения России. “Население России”.

Воспитание уважения и терпимости к людям независимо от численности, расовой и конфессиональной принадлежности.

Уважение к культуре и традициям, самобытности каждого народа.
3.Этнический, языковой и религиозный состав населения.

“Население России”.

Признание и уважение культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

Развивать у подрастающего поколения чувство толерантности.
9 класс. 1. Население и хозяйственное освоение Центральной России, Европейского Юга, Поволжья, Урала, Западной Сибири, Дальнего Востока. “Население России”.

Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества.

 

Развитие навыков межкультурного общения.

10 класс. 1. Население как предмет изучения социально – экономической географии (численность, религиозный состав, воспроизводство населения, состав населения, размещение и миграции).

2. Международная экономическая интеграция.

3. Геополитическое положение стран мира “Горячие точки планеты”.

“ Население мира”.

 Воспитывать у учащихся правильное, разумное, терпимое отношение к людям разных национальностей. Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, развивать творческие способности, интерес к традициям, обычаям, культуре других народов.

Знакомство с мировыми религиями.

Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий.

Создание активной гражданской позиции молодёжи.

11 класс. 1. Зарубежная Европа.

Политическая карта и международные отношения.

2. Субрегионы
Зарубежной Европы

3. Зарубежной Азия.

Население, особенности воспроизводства, “Демографический взрыв”

4. Глобальные проблемы человечества.

“Население Зарубежной Европы”.

Формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

В результате знакомства с причинами конфликтов и их последствиями у учащихся возникает желание найти способ прекращения конфликта, и они часто предлагают свои варианты для этого. Во время диалога они становятся на разные стороны участников конфликтов и активно ищут правильный ответ. Это развивает терпимость к разным мнениям на одни и те же события, а значит толерантность.

Русские ученые известны,
Имена их в мире свято чтут
Ломоносов, Менделеев, Ферсман
И других ученых крупный ряд.

Раздел урока школьного курса ХИМИЯ. Рассматриваемые на уроке вопросы, связанные с понятием толерантность. Ожидаемые конечные результаты.
1. Предмет химии. Вещества.

 

Влияние развития взглядов ученых разных стран в разные эпохи жизни на формирование научных открытий, достижений и возникновение науки химия. Уважительное отношение к заслугам ученых мира, внесших свой вклад в развитие науки. Воспитание чувства гордости у учащихся за химическую науку, у истоков которой стояли выдающиеся русские ученые: М.В. Ломоносов, Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров.
2. Химия: с древности до наших дней. Этапы развития химии. Достижения химии – это не только благо, но и химическое оружие, и загрязнение окружающей среды и ряд других проблем на планете Земля. Знать и правильно использовать достижения современной химии, формировать научное мировоззрение.

Учитывать весомый вклад в развитие науки людей различных культур и национальностей.

3. Химические знаки и формулы. Понятие о знаках химических элементов и знакомство с этимологическими началами их названий: мифами древних греков, географическими началами, именами великих ученых. Принять за основу исторически сложившиеся названия химических элементов.

4. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Предпосылки возникновения периодической системы химических элементов. Структура периодической таблицы. Научное и мировоззренческое значение периодического закона. Владеть основными химическими и физическими понятиями, знаниями

фундаментальных законов физики и химии. Воспитание гуманистически ориентированной личности.

Периодическая система – это стройная научная классификация химических элементов, созданная Д.И.Менделеевым. 

5. Предмет органической химии. Предмет органической химии. Значение и роль органической химии в системе естественных наук. История развития органической химии. Органическая химия – это бурно развивающаяся отрасль химической промышленности. Благодаря результатам научной деятельности ученых-химиков всего мира приведены в систему сведения об огромном числе органических веществ.
6. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения: работы предшественников, работы А. Кекуле и Э.Франкланда, участие в съезде врачей и естествоиспытателей в г. Шпейнере. Уважительное отношение к научно-культурному наследию и классическому пониманию теории химического строения органических веществ.

Это результат обобщения богатейшего фактологического материала ученых всего мира, который накопила органическая химия.

Понимание взаимного влияния взглядов ученых разных стран на научные достижения.

7.Основные сведения о строении атомов. Научные открытия и выводы ученых-

химиков и физиков о строении атома: Стони, Д.Томсона, Ж.Перрена, Э.Резерфорда, Д.И.Мен-делеева.

Понимание и принятие научных открытий, доказывающих что атом – сложная частица, что он делим.

Владеть знаниями о составе, строении и химических свойствах простых веществ и сложных.

Иметь представление об электронном строении атомов и молекул.

Список использованной литературы.

[1] Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб: КАРО, 2007.

[2] Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010.

[3] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков – Москва “Просвещение” 2009.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6–11 классы / сост. Е.В.Овсянникова.– 2-е изд.М.: Дрофа, 2009.

5. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия 8–11 классы / сост. О.С.Габриелян. М.: Дрофа, 2012.