Психолого-педагогическая программа "Учимся легко"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

1. Длительность курса - 32 часа (1 урок в неделю).

2. Место курса в учебном плане и условия его реализации.

  • По учебному плану курс имеет название “Развитие познавательных способностей и информационно-коммуникационные технологии (РПС и ИКТ)”
  • Программа предназначена для учащихся пятых классов.
  • Курс является обязательным и стоит в сетке расписания.
  • Данная программа требует технического оснащения: компьютеры, подключенные к сети Интернет по числу участников, проектор, экран и колонки.
  • Состав группы – 12-13 человек (половина класса).
  • Для реализации данной программы требуется квалифицированный специалист (педагог-психолог), свободно владеющий ПК на уровне уверенного пользователя.
  • Для проведения курса требуются также тетради, цветные карандаши, фломастеры, ватманы, листы А4, доска и мел, а так же учебные пособия “Психология” под редакцией И.В. Дубровиной для 3-6-х классов.
  • В результате обучения, ученики должны иметь представление о психических процессах, индивидуальных различиях, способностях и интересах; иметь уровень развития памяти, внимания, интеллектуальной лабильности, соответствующий данному возрасту; знать мнемические техники, в том числе, использовать опосредованное запоминание; уметь самостоятельно создавать и оформлять презентации на компьютере, а так же оформлять текст в приложении Word; владеть первичными навыками самопрезентации.

3. Описание курса.

Ученики пятых классов в связи с переходом в среднее звено обучения подвергаются дезадаптации: становятся невнимательными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Особенно трудно приходится детям, чье психическое развитие в силу различных причин отстает от норы. Процесс вхождения в новую учебную ситуацию может стать для школьников довольно болезненным. Безусловно, в образовательный процесс необходимо включать профилактические психолого-педагогичекие меры по предотвращению дезадаптации.

Известно, что в возрасте 10-11 лет происходит интенсивное развитие социально-личностной рефлексии (обращение внимания на свои возможности в сфере общественных отношений, на свои потребности и индивидуальные особенности). Именно становление субъективности позволяет школьнику изменить свою позицию на новом этапе обучения, превращаясь из ведомого учащегося в соведущего учебной деятельности.

Данный курс занятий предоставляет учащимся возможность получить необходимые психологические знания и познать свои индивидуальные особенности. Повышение психологической культуры в подростковом возрасте приобретает особую актуальность, поскольку в этот период происходят глубокие изменения в процессе становления личности, происходит её самоутверждение, самоопределение. Это возраст, когда формируется идентичность, означающая становление творческого и независимого “Я”, гармонично соединяющего различные компоненты его личности (Э. Эриксон). В этом возрасте человек сталкивается “с тайной своего изменчивого “Я”, постоянно ускользающего от него же самого”, для сохранения которого необходима “огромная работа по его построению” или “выстраиванию” (Г.С. Абрамова). Без необходимого “психологического материала”, т.е. без психологической культуры этого не сделать.

Психологическая культура необходима человеку, вступившему в подростковый возраст, для построения его “Я” как проявления неповторимости и индивидуальности человеческих свойств. Это время, когда актуализируются переживания, связанные с духовной и физической сторонами личности. Владение психологической культурой позволяет развивающемуся человеку ощутить “связность” и осмысленность своей жизни, одухотворенность собственной личности (В.А. Сухомлинский). Психологическая культура позволяет подросткам познавать свой внутренний мир, выбирать свой жизненный путь, получать удовлетворение от жизни.

Целью данного курса занятий является создание условий для успешной адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене.

В связи с этим, программа данного курса направлена на решение нескольких задач:

- формирование психологической культуры;

- формирование представлений о себе и своей индивидуальности;

- развитие познавательной сферы;

- повышение мотивации учения;

- коррекция тревожности;

- развитие коммуникативной компетентности;

- развитие навыков самопрезентации.

В рамках курса занятий ученики знакомятся с познавательными процессами, что способствует восприятию себя как познающего субъекта, обладающего способностями. Знакомство с основами психологии индивидуальных различий является, с одной стороны, профилактикой конфликтности, а с другой стороны, увеличивает интерес к себе и окружающим людям.

В качестве инструментов для психологической профилактики и развития, наряду с психологическими приёмами и упражнениями, используются ИКТ. Теоретическим обоснованием такого подхода является положение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о том, что развитие опосредовано современной культурой и опирается на психологические особенности возраста.

Занятия на компьютерах повышают мотивацию к учению. Для внедрения ИКТ в образовательную среду используются такие приемы, как обмен теоретическими материалами по курсу и домашними заданиями через общий электронный ящик. ИКТ становится удобным инструментом для самопознания и самопрезентации, что позволяет образованию идти “в ногу со временем”. Ученики осваивают приложение Power Point, учатся оформлять презентации. Первая презентация посвящена описанию индивидуальных особенностей ребенка, что способствует более глубокому познанию себя и знакомству с одноклассниками. Тематика слайдов: “Визитная карточка”, “Чемодан моих качеств”, “Моя семья”, “Мой друг”, “Мое хобби”, “Линия жизни”. В конце первого года обучения каждый ученик получает комплект презентаций о своих одноклассниках.(Примеры презентаций см. в приложении № 3)

Каждое занятие построено с учетом особенностей концентрации внимания в данном возрасте и включает различные виды деятельности для поддержания интереса. Широко используются аудиовизуальные средства: демонстрация слайдов и фрагментов из фильмов с помощью проектора. Так же используются развивающие компьютерные игры.

Научная и методическая основа программы: положения о преподавании психологии в школе И.В. Дубровиной, программа адаптации детей к средней школе Е.Г. Коблик, программа заданий для психологического развития в средней школе Н.П. Локаловой. Распределение учебного материала и развивающих мероприятий по возрастам соответствует культурно-исторической теории психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским и его учениками. Так, например, 5-й класс (младший подростковый возраст) является сензитивным для начала развития специальных способностей и интересов, для осознания и развития своей индивидуальности, для понимания индивидуальных особенностей людей.

4. Тематический план программы и расчёт часов по видам занятий

Тематический план представлен в приложении №1.

5. Текущий контроль успеваемости

В конце каждого урока ученики проводят самооценивание своей работы по трем критериям: активность на уроке, дисциплина и выполнение практических заданий. Отметка выставляется в дневник. Это развивает адекватную самооценку учащихся, а так же ответственное отношение к учебе

6. Поурочный план занятий

Поурочный план занятий представлен в приложении №2.

7. Пример занятия на тему внимание .

Цель: Дать представление о внимании как о познавательной способности, повысить мотивацию к развитию внимательности, развивать внимательность.

Материалы: компьютерная презентация.(приложение №3)

Сегодня мы начнем новую тему, которая очень важна в школе! Речь пойдет о внимании! Учителя часто говорят вам “Внимание!” “Обратите внимание!” “Спасибо за внимание” А что это за способность? Вспомните, перед соревнованием по бегу судья говорит: “На старт, внимание, марш!” К чему в этот момент он вас призывает и зачем? Да, те, кто говорят, что судья призывает вас с концентрироваться и услышать сигнал старта, а не рассматривать прохожих. Ведь в этом деле секунды решают всё! Итак, внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное в данный момент. То, на что направлено наше внимание, называется объектом внимания. (см. презентацию) А теперь давайте запишем определение внимания: Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нём своё восприятие, мышление, память, воображения, действие. (см. презентацию)

Сейчас обратите внимание на то, как вы выполнили задание, в котором вам необходимо было включить и удерживать внимание целых 10 минут.

Вы можете заметить, что некоторые из вас выполняли задание очень быстро, но не очень точно. Это значит, что выполняя самостоятельную или контрольную работу, вам не следует торопиться, а важно тщательно проверять свой результат. Выполняя это задание, вы использовали некоторые свойства внимания такие как переключаемость и концентрация.

Концентрация внимания – это сила сосредоточенности человека на объекте своего внимания. (см. презентацию)

Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. (см. презентацию)

Вам понятно, где в этом задании вы использовали такие свойства? Вам необходимо было сосредотачиваться на фигурках, но переключать своё внимание с тех, которые надо подчеркивать на те, которые надо зачеркивать.

1. Упражнение “Отыскивание чисел”. О других свойствах внимания мы поговорим в следующий раз, а теперь поиграем. Нарисуйте у себя в тетради квадрат 5 на 5 клеточек. Теперь заполните его цифрами от 1 до 25 так, чтоб они перемешались как можно больше. Теперь объединитесь в пары, и мы устроим маленькое соревнование. Предложите своему партнеру отыскать и показать все числа от 1 до 25 в вашем квадрате. Засеките время на секундомере. А теперь поменяйтесь ролями. И тоже засеките время. Итак, кто смог сделать это быстрее? Если вы будете тренироваться, то результат будет улучшаться. В этом задании используется способность внимания переключаться. Попробуйте еще раз. Как изменился результат?

2. Нарисовать 3 лабиринта в квадратах 10 на 10 клеточек. Обозначьте вход и выход из каждого лабиринта.

3. Если остается время, то можно выполнить следующие упражнения.

Упражнение “Не собьюсь”

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: “Не собьюсь”. К примеру: “Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…”

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Список используемых источников:

  1. Билецкая Л.А. Развитие рефлексии, саморегуляции, навыков конструктивного общения, коррекции психоэмоциональной сферы младших подростков (программа курса занятий по развитию познавательных способностей младших подростков). – 2001.
  2. Волкова Т.Н. Развитие памяти и внимания. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ классик””, 2005. – 240 с.
  3. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: “Ось-89”, 2001. – 128 с.
  4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – Спб.: Речь, 2004. – 248 с.
  5. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. – М.: “Ось-89”, 2002. – 176 с.
  6. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общ. ред. Битяновой М.Р. – Спб.: Питер, 2006. – 304 с.
  7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000
  8. Психологические тесты. В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – Т.1. – 312 с.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер с нем.; В 4 томах. – М.: Генезис, 1998.
  11. Шведова Л.М. Развитие логического мышления и интеллекта. – М.: ЗАО “БАО-ПРЕСС”, ООО “ИД “РИПОЛ классик””, 2005. – 352 с.
  12. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. – СПб, ГМНПП “Иматон”, 2003 – 192 стр.