Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Разделы: Биология


Использование на уроках биологии элементов АСО позволяет учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера рассмотрим вариант использования элементов АСО в процессе изучения темы «Побег. Строение и значение побега».

Дидактическая цель: создание условий для осмысления новой учебной информации, применение знаний и умений в условиях адаптивной системы обучения.

Учебная цель: способствовать формированию знаний о внешнем строении побега, о строении почки как зачаточного побега; развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, работать с данными таблицы, делать выводы по результатам лабораторной работы, устанавливать причинно – следственные связи, работать в заданном темпе; воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы: самостоятельная работа, работа в парах, исследовательская деятельность.

Средства обучения: Понамарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, Калинова Г.С, Мягкова А.Н, Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учеб. пособие для образоват. Учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.

Оборудование и дидактические материалы:

1. Цветные карточки на столах, указывающие этап работы; маршрутный лист, лист контроля, карточки для организации самостоятельной работы учащихся (Приложения 1-4).
2. Оборудование для лабораторной работы (Приложение 4).

ХОД УРОКА

№ этапа Этапы урока Длительность этапа, мин Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Оргмомент 3 Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места. Приветствуют учителя. Проверяют наличие маршрутного листа, листа контроля.
2. Мотивация и целеполагание 5 1. Предлагает отгадать загадку, определить тему уроку.
2. Знакомит с алгоритмом работы (Приложение 3).
3. Предлагает изучить маршрутный лист (Приложение 1).
Отгадывают загадку и определяют тему урока.

Знакомятся с алгоритмом работы.

Изучают маршрутный лист

3. Изучение нового материала 30 Предлагает занять свои места согласно своему маршруту.
По мере подготовки учащихся, дает сигнал к началу работу.
Слушает ответы учащихся, контролирует работу координаторов.
Занимают свои места.
Заранее подготовленные учителем координаторы, выдают карточки с заданиями (Приложение 4).
Координатор засекает время подготовки.
Устанавливает очередность ответов.
Оценивает ответы учащихся, ставит баллы в лист контроля.
Учащиеся согласно своему маршруту, переходят к следующему этапу.
4. Подведение итогов 5 Подводит итог урока. Координаторы выступают с анализом ответов учащихся по вопросам своего этапа, отмечают ответы вопросов, вызвавшие затруднения. Учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они набрали при выполнении заданий. Ставят оценку за работу на уроке. Учащиеся подсчитывают свои баллы. Оценивают свою работу на уроке.
5. Домашнее задание 2 Предлагает изучить текст учебника, ответить устно на вопросы параграфа учебника, составить синквейн основных понятий «Побег», «Почка». Записывают домашнее задание.

Литература:

1. Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 1991.
2. Селевко Г.К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998. – №2.