Урок математики по теме "Число и цифра 8". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока:

  • познакомить с числом и цифрой 8;
  • закрепить знания состава чисел 7 и 8;
  • формировать вычислительные навыки в пределах 8;
  • повторить последовательность чисел в пределах 10;

Задачи:

  • Деятельностные: тренировать способность к исследованию ситуации; формировать способность к выявлению причины затруднения в учебной деятельности.
  • Воспитательные: формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность группы.
  • Образовательные: научить сравнивать множества по количеству; тренировать способность к составлению выражений по рисункам, сравнению выражений; научить писать и правильно использовать цифру 8.
  • Развивающие: тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

УУД

  • Личностные. Умение самостоятельно сделать выбор.
  • Регулятивные. Умение организовать свою деятельность.
  • Познавательные. Умение результативно мыслить.
  • Коммуникативные. Умение взаимодействовать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и писать цифру 8; обозначать цифрой 8 соответствующее количество предметов; понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению; работать в паре.

Ход урока

1. Организационный момен

Сегодня на уроке гости – это герои знаменитой сказки Николая Носова, Незнайка и его друзья. Они помогут нам сегодня на уроке. Герои этой замечательной сказки живут в солнечном городе, где много цветов.

Презентация.

Послушайте, какую красивую песенку поет он. (Слайд №1)

В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!

- Согласны вы с его содержанием? Как вы понимаете слова о том, что учение пригодиться в жизни?

- Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор.

Цветов из цветочного города будет много на нашем уроке. За правильный ответ каждый получит цветок. В конце урока мы посчитаем, у кого получится больше.

2. Устный счет.

А теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

- Счет до 20 вперед и обратно.(можно использовать линейку.)

- Сосчитайте от 11 до 16, от 19 до 13.

- Назовите последующее число 8. На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее число 7, 12. На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Какое число стоит между 6 и 8, 15 и 17?

- Какое число стоит справа от 18, слева от 14?

- Назовите соседей числа 9.

- Найдите значение выражений:

7-2

3+2

5+2

- Что общего во всех выражениях? (одно действие, второе число в выражении равно 2)

- Какое выражение “лишнее”? (7-2 – это разность, а остальные суммы; 5+2 –его значение равно 7, а остальных – 5;)

3. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.

Расскажите все, что вы знаете о числе 7.

(ученики называют возможные варианты состава числа 7, учитель записывает их на доске

1+6,

2+5,

3+4,

4+3,

5+2,

6+1,

3+4

Проверим, все ли случаи мы назвали. В этом нам поможет девочка по имени Ромашка. Как вы определили?

Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить это задание? Зачем нужно знать состав чисел?

3. Организация поиска затруднения в учебной деятельности.

Семь грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принёс?

Почему мы не можем отметить это число на числовом отрезке?

4. Решение проблемной ситуации.

Вспомните, как мы изучали числа?

- Мы определим место числа 8 на числовом отрезке, дадим характеристику числу 8, построим графическую модель числа, научимся изображать число 8 цифрой, поработаем над составом числа 8.

- Давайте определим место числа 8 на числовом отрезке.

- Что для этого надо сделать?

- Надо числовой отрезок продлить на один единичный отрезок.

Расскажите, что вы знаете о числе 8.

Какой наш следующий шаг? Как получить графическую модель числа8.

5. Работа в парах над составом числа 8.

Перед вами полоски бумаги. Сколько клеточек на ней? Вам надо договориться между собой и покрасить его, синим и красным цветом. Каждый красит одним. По сколько клеточек покрасите, договоритесь сами. Мы посмотрим, что получится.

Давайте посчитаем закрашенные клеточки и запишем выражение.

1+7

2+6

3+5

4+4

5+3

6+2

7+1

Что это у нас получилось?

Теперь посмотрите на задание 2 странице 14 учебника. Почему в домике числа 8 только четыре этажа?

Решение примеров в тетради с комментированием.

Где в этих примерах целое, где части?

Как найти часть?

7. Закрепление изученного.

1. Состав числа 8 (№3, с.13)

  • Что изображено на рисунке?
  • Чему равно целое?
  • Чему равны части?
  • Выполните первое задание с комментированием у доски.
  • Выполните второе задание с комментированием с места.
  • Выполните третью часть задания самостоятельно.
  • Проведите взаимопроверку. Если задание выполнено правильно поставьте +, если нашли ошибку - обсудите в парах правильность выполнения задания.

2. Самостоятельная работа (№4, с.13)

- Что нужно сделать? (заполнить пустые клетки)

- Выполните задание

8. Включение в систему знаний ранее изученного.

1. Сравнение чисел до 8(№2, с.12)

2. Логическое задание (№5, с.13)

9. Рефлексия урока. Давайте посмотрим, что у нас получилось: поднимите цветы, кто получил один и т.д. Давайте соберем их в одну большую корзину и подарим нашим гостям.Вот как красиво у нас получилось, надеемся у нас у всех поднялось настроение.