Модель сопровождения и поддержки одаренных и перспективных лицеистов

Разделы: Администрирование школы, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Сопровождение и поддержка одарённых и перспективных учеников – неотъемлемая часть комплекса необходимых современному обществу механизмов взаимодействия детско-взрослого сообщества. Это не просто дань моде. Одаренным детям необходима поддержка специалистов. Современное состояние развития системы образования подразумевает постоянное совершенствование модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных обучающихся.

Цель сопровождения и поддержки одарённых и перспективных учеников – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации, предоставить возможность самоутверждения в наиболее значимых для ребёнка сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрывается его творческий потенциал, способности и возможности. В этом заинтересованы все: ученики, родители, педагоги, государство.

Суть поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире: как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды. И эта миссия в первую очередь возложена на общеобразовательные учреждения инновационного типа.

Миссия МАОУ лицея № 77 г. Челябинска – создание условий для интеллектуально-нравственного развития обучающихся в совместной продуктивной деятельности детско-взрослого сообщества.

Реализация модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных лицеистов в МАОУ лицее № 77 осуществляется в соответствии с Положением «О психолого-педагогической поддержке талантливых и одаренных лицеистов» (далее Положение). Положение разработано в соответствии с законодательными документами РФ, основными направлениями национального проекта «Образование», инициативы «Наша новая школа», подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России», «Рабочей концепцией одаренности», Уставом МАОУ лицея № 77 для обеспечения уставной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Основная цель Положения – создание единого образовательного пространства лицея для повышения качества образования и создания оптимальных благоприятных психолого-педагогических условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных и перспективных лицеистов, развития их интеллектуальных, творческих способностей и предотвращения перегрузки обучающихся в период подготовки к конкурсам, соревнованиям, олимпиадам, конференциям. Положение определяет содержание и организационные формы психолого-педагогической поддержки обучающихся, участвующих в реализации исследовательских проектов, предметных олимпиадах, интеллектуально-творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

Одаренные и перспективные лицеисты – это учащиеся лицея, стремящиеся совершенствовать свои знания в определенной области науки и техники, искусстве, спорте, предметной области знаний, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности под руководством педагогов лицея и ученых, принимающие участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня.

Положение обязательно для исполнения всеми работниками МАОУ лицея № 77.

Для предотвращения перегрузки и для большей эффективности занятий в период интенсивной подготовки учеников к олимпиадам, конкурсам, конференциям, а также на период восстановления после конкурсов предусматриваются следующие формы поддержки талантливых и одаренных детей:

  • освобождение от уроков;
  • свободное посещение учебных занятий;
  • освобождение от домашних заданий;
  • занятия по индивидуальному плану-графику;
  • медицинская помощь (витаминизация, физиопроцедуры, медикаментозная профилактика);
  • психологическая помощь (тренинг, упражнения индивидуальные и групповые с учетом психофизических и психоэмоциональных особенностей обучающихся);
  • информационное обеспечение (интернет и библиотека);
  • освобождение от зачетов и контрольных призера олимпиады;
  • материальное поощрение;
  • семейная поддержка.

Сроки и формы психолого-педагогической поддержки определяются для каждого учащегося индивидуально приказом директора лицея по заявлению заместителя директора по научно-методической работе.

Руководитель методического объединения или научный руководитель за 1 месяц до конкурса, олимпиады или конференции подает заместителю директора по научно-методической работе заявку на предоставление различных форм сопровождения и поддержки обучающихся. К заявке прилагаются заявления родителей (законных представителей) обучающихся.

Классный руководитель осуществляет строгий и четкий контроль посещаемости учеников, получивших право на индивидуальный учебный план-график.

Общее руководство реализацией данного Положения возлагается на заместителя директора лицея по научно-методической работе. Четкое распределение функциональных обязанностей по реализации данного Положения обеспечивает эффективность и результативность единого образовательного пространства лицея:

Должность ответственного Обязанности
Заместитель директора по научно-методической работе – координирует всю работу по выполнению Положения;

– проводит собрания с одаренными и перспективными лицеистами и их родителями;

– подает директору заявку (список учеников) на сопровождение индивидуальной траектории развития одаренных и перспективных лицеистов, организацию их обучения по индивидуальному учебному плану-графику;

– ведет мониторинг достижений одаренных и перспективных лицеистов;

– организует награждение одаренных и перспективных лицеистов

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – составляет расписание занятий элективных курсов, индивидуально-групповых занятий;

– курирует работу классных руководителей по ведению портфолио учениками;

– ведет учет посещаемости учебных занятий одаренными и перспективными лицеистами, согласно приказу по лицею;

– проводит индивидуальную работу с педагогами, работающими с одаренными и перспективными лицеистами

Заместитель директора по воспитательной работе – организует выездные очные сессии НОУ;

– проводит церемонии награждения одаренных и перспективных лицеистов

Руководитель методического объединения – комплектует и тарифицирует элективные курсы, индивидуально-групповые занятия;

– составляет базу данных одаренных и перспективных лицеистов профильных классов;

– формирует команду от методического объединения для участия во всех интеллектуально-творческих конкурсах и утверждает индивидуальные учебные планы-графики;

– подает заявку (список учеников) от методического объединения заместителю директора по НМР на организацию обучения по индивидуальному учебному плану-графику;

– курирует взаимодействие педагогов (учителей предметников и научных руководителей) по выполнению индивидуального учебного плана-графика каждого ученика;

– ведет мониторинг достижений одаренных и перспективных лицеистов методического объединения

Классный руководитель – ведет базу данных одаренных и перспективных лицеистов своего класса;

– ведет учет посещаемости учебных занятий одаренных и перспективных лицеистов, обучающихся в соответствии с индивидуальным учебным планом-графиком;

– курирует взаимодействие педагогов (учителей– предметников и научных руководителей), работающих с одаренными и перспективными лицеистами;

– организует и контролирует ведение портфолио учениками класса

Библиотекарь – приобретает учебную, справочную, научно-популярную литературу;

– оказывает помощь одаренным и перспективным лицеистам в поиске необходимой литературы

Психолог – получает от заместителя директора по НМР списки обучающихся, претендующих на индивидуальные учебные планы-графики;

– проводит индивидуальную диагностику обучающихся;

– проводит индивидуальную и групповую работу с учениками, учитывая индивидуальные особенности каждого;

– проводит психологические тренинги во время выездных очных сессий

Педагог-организатор, ответственный за здоровьсбережение – ведет базу данных одаренных и перспективных лицеистов;

– организует и контролирует проведение индивидуальных медицинских и профилактических мероприятий с данными учениками

За особые успехи и достижения в интеллектуально-творческих конкурсах, высокие результаты в учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся предусматриваются следующие виды поощрения:

  • публичное объявление благодарности в устной форме;
  • объявление благодарности с занесением в личное дело;
  • публичное извещение об успехах на информационных стендах и сайте лицея;
  • благодарственное письмо родителям;
  • грамота, диплом, благодарственное письмо;
  • ценный подарок;
  • денежная премия;
  • стипендия;
  • обучение по индивидуальному учебному плану в соответствии с индивидуальной траекторией развития;
  • освобождение от промежуточной аттестации по предмету.

Поощрения объявляются приказом директора лицея по итогам конкретных конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций и по представлению заявления на поощрение обучающихся от заместителя директора лицея по научно-методической работе.

Информация о результатах участия лицеистов в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях подается научным руководителем или руководителем методического объединения заместителю директора по научно-методической работе на следующий день после конкурса, размещается на стенде и на сайте лицея. Руководитель методического объединения или научный руководитель ведет мониторинг достижений обучающихся и проводит сверку данных у заместителя директора по научно-методической работе 1 раз в месяц. Руководитель методического объединения и научный руководитель ведет портфолио методического объединения, представляет его для отчета в конце учебного года.

Родители одаренных и перспективных лицеистов подают заявление руководителю методического объединения через классного руководителя для обучения по индивидуальному учебному плану-графику. Руководитель методического объединения составляет общий список по методическому объединению и подает заявку заместителю директора по НМР. Заместитель директора по НМР сверяет списки обучающихся с учетом предупреждения перегрузок учеников и охватом всех направлений интеллектуально-творческих конкурсов различных уровней и подает заявление директору на утверждение общего списка по лицею. Директор издает приказ по лицею об организации учебного процесса одаренных и перспективных лицеистов по индивидуальным учебным планам-графикам.

Секретарь передает копии приказа заместителю директора по НМР, заместителю директора по УВР, руководителям методических объединений, психологам, педагогу-организатору, ответственному за здоровьсбережение, размещает приказ для классных руководителей на стенде в учительской.

Научный руководитель совместно с руководителем методического объединения в присутствии обучающегося и учителя-предметника составляют индивидуальный учебный план-график, подписывают его и вклеивают в дневник ученика.

Классный руководитель контролирует, чтобы план-график был подписан одним из родителей ученика. Заместитель директора по УВР и классный руководитель контролирует посещаемость обучающимися учебных занятий, согласно плану-графику.

Руководитель методического объединения контролирует индивидуальную работу научного руководителя с каждым учеником, согласно плану-графику.

Модель сопровождения и поддержки одарённых и перспективных лицеистов в МАОУ лицее № 77 постоянно совершенствуется в соответствии с инновационными процессами в области образования. В 2012-2013 учебном году

  • работа Ресурсного центра, открытого в 2009 году и первоначально функционирующего как Ресурсный центр «Химия плюс», продолжается на качественно новом уровне, теперь это Ресурсный центр по работе с одарёнными и перспективными детьми и развитию педагогического потенциала, работа центра имеет межпредметный характер;
  • на постоянной основе начала работу «Школа открытий», школа для учеников 5-9 классов, где одарённые и перспективные лицеисты обучаются основам учебно-исследовательской и проектной деятельности, совершенствуют свои навыки в данной области на межпредметной основе;
  • научно-познавательное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования представлено новой программой «Я исследователь», включающей широкий спектр предметов;
  • продолжает развиваться система тьютерства, ученики лицея всё шире вовлекаются в деятельность НОУ г.Челябинска, НОУ Малой академии Челябинского государственного университета;
  • развитие педагогического потенциала осуществляется посредством работы в соответствии с «Планом профессионального развития педагогов лицея», в соответствии с которым педагоги в частности посещают занятия «Школы инноваций», школы для учителей лицея № 77, работа в рамках данной школы позволяет повышать профессиональный уровень педагогов в межаттестационный период без отрыва от учебного процесса. В I триместре 2012-2013 учебного года проведены занятия по теме «Традиционные и иновационные формы, методы, приёмы подготовки учеников к олимпиадам и научным конференциям», в организации и проведении занятий участвовали педагоги лицея, являющиеся лидерами в отношении реализации программы «Одарённые дети».

Совершенствование модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных лицеистов позволяет учитывать индивидуальные возможности и потребности одарённых и перспективных лицеистов, даёт возможность работать в соответствии с инновационными процессами в области образования, является одним из механизмов создания конкурентоспособной образовательной среды в общеобразовательном учреждении.