Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Разделы: Русский язык


Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса “Система подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в новой форме”.

Цель данной программы: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

Эта цель реализуется при решении следующих задач:

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка;

- обогащение словарного запаса;

- комплексная работа с текстом;

- развитие речи учащихся.

Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах: “Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету” (приказ МО от 15.05.98 №1236). “Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету” (приказ МО от 30.06.99 №56).

Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Структура программы.

Программа состоит из четырёх разделов.

I раздел. Введение.

Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).

II раздел

Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка.

III раздел.

Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.

IV раздел

Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.

Эффективность программы.

Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.

Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.

Программа рассчитана на 32 учебных часа.

Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.

Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).

II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

  1. Фонетика и графика.
  2. Лексика и фразеология.
  3. Морфемика и словообразование.
  4. Грамматика. Морфология.
  5. Грамматика. Синтаксис.
  6. Орфография.
  7. Пунктуация.
  8. Речь.
  9. Языковые нормы.
  10. Выразительность русской речи.

III. Создание сочинения-рассуждения.

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.

Тематическое планирование

Тема Формы и методы работы Кол-во
часов
1 Вводное занятие. Содержание и структура экзаменационной работы. Сообщение 1
2 Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Практикум.
Входящий контроль
2
  Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.    
3 Фонетика и графика Практикум.
Тематический контроль
1
4 Лексика и фразеология Работа со словарём.
Практикум.
1
5 Морфемика и словообразование Работа по таблице.
Практикум
1
6 Грамматика. Морфология. Классификация слов по частям речи. Парная работа.
Тематический контроль
1
7 Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы предложений. Простое осложнённое предложение. Обособленные и уточняющие члены предложения. Сложные предложения. Практикум.
Тематический контроль
3
8 Орфография.
О/Ё после шипящих и Ц. Употребление Ъ и Ь.
Орфограммы в корне. Правописание приставок, окончаний и суффиксов (кроме Н/НН). Н и НН в разных частях речи. НЕ с разными частями речи. Правописание наречий, сложных и служебных слов.
Беседа.
Работа в паре.
Практикум.
Тематический контроль
3
9 Пунктуация. Тире между членами предложения. Пунктуация при однородных членах, при прямой речи, диалоге и цитировании. Знаки препинания в сложном предложении. Работа в паре.
Практикум.
Тематический контроль.
1
10 Речь. Текст. Последовательное расположение частей текста. Типы речи. Стили речи. Групповая работа.
Практикум
1
11 Языковые нормы: орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические. Практикум 1
12 Изобразительно-выразительные средства языка Коллективная работа 1
13 Создание сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения Лекция 1
14 Анализ исходного текста Практикум 1
15 Способы моделирования вступления Практикум в парах 2
16 Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний Работа в группах.
Практикум
2
17 Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения. Работа в парах 1
18 Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2013 г. Текущая диагностика. Коррекция по результатам диагностики. Практикум.
Текущий контроль
6
19 Итоговая работа (пробная экзаменационная работа) Итоговый контроль 2

Литература

1. ГИА-2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 80 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).

2. ГИА -2012. Русский язык:типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2011. – 192 с. (ГИА-2012. ФИПИ – школе).

3. Н.Н. Ципенко. Справочник по русскому языку (Теоретический минимум для подготовки к единому государственному экзамену). М.: Е-Медиа,2003.

4. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007 – 144 с.

5. Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, С.И. Львова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. М.: Просвещение, 2010. – 175 с.

6. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010. – 126.

7. Е.М. Сергеева. Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др.М.: Издательство “Экзамен”, 2010. – 159 с.

8. Т.Б.Трошева. Русский язык: ЕГЭ-2006. Сочинение-рассуждение. Методические рекомендации и тренировочные упражнения. Пермь, 2006.