Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Мне чин один лишь лестен был… чин человека…" (по басням И.А. Крылова). 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 6


Данная разработка может быть использована в ОУ учителями  во время проведения уроков литературы и обществознания для учащихся 5-6 классов (в зависимости от используемых учителем образовательных программ).

Основные задачи, решаемые внедрением разработки:

  • Исключить противоречия и дублирование одних и тех же понятий в различных предметных областях.
  • Акцентировать взаимную опору в развитии ведущих понятий в дисциплинах
  • Постоянно систематизировать и обобщать знания учащихся в разных учебных дисциплинах
  • Вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.
  • Стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников.

Ожидаемые результаты от внедрения:

  • Активизация учебного процесса и установление наглядных междисциплинарных связей.
  • Повышение мотивации учения, формирование познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
  •  Развитие речи,  умение учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Творческая активность учащихся.
  • Развитие образного мышления.
  • Здоровьесбережение: такие уроки снимают перенапряжение, перегрузку  за счет интеграции предметов, переключения с одного вида деятельности на другой.
  •  Расширение кругозора: разностороннее интеллектуальное развитие личности ребенка.
  • Нахождение новых связей между фактами в различных предметах.
  • В интегрированном обучении при пересечении предметных областей возможно составление программ, что и планируется сделать следующим этапом в работе.

Актуальность разработки:

  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  •  Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической подачей учебного материала, большой информативной емкостью материала.
  • За счет  интеграции уроков различных учебных дисциплин высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения предмета,  развивающей деятельности учащихся,  дополнительных уроков практической направленности.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учащихся, способствует раскрытию способностей.

Новизна разработки:

  • Моделирование педагогических и методических технологий интегрированных уроков. Использование новых оптимальных схем-моделей (например, нетрадиционное интегрирование учебных дисциплин, например, таких как литература и обществознание).
  • Используется особая форма технологии сотрудничества между учителями- предметниками по разработке и проведению интегрированного урока.

 «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

И.А. Крылов

«Ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми или заставить быть добрыми»

Тема: «Мне чин один лишь лестен был,… чин человека…» (по басням И.А. Крылова)

Тип урока:  интегрированный урок (литература + обществознание)

Продолжительность: 2 часа

Задачи:

  • Продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, кругом традиционных басенных сюжетов и образов.
  • Расширить представления шестиклассников о басенном мастерстве И. А. Крылова.
  • Проанализировать проблематику и образную систему басен русского баснописца.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Расширить представления о естественном многообразии человеческого поведения в обществе.
  • Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению

Методические задачи:

  • Использовать приемы технологии моделирующего обучения «синквейн», творческие, групповые формы работы при работе  над баснями.
  • Формирование ключевых компетентностей.
  • Проблемный подход.

Воспитательные задачи:

  • Формирование нравственных качеств личности учащихся.
  • Привить учащимся навыки общения и жизни в социуме.

Оборудование урока:

  • Магнитная доска;
  • Мультимедийный проектор;
  • Презентация к уроку;
  • Экран;
  • Компьютерная презентация;
  • Карточки для работы в группах;
  • Фишки.

Этапы урока:

  1. Целеполагание: Слово учителя
  2. (Литература) Заочная экскурсия в форме презентации с комментариями «История басенного жанра»
  3. (Литература)Викторина по биографии Крылова И.А.
  4. (Литература)Инсценировка басни «Квартет»
  5. (Литература)Работа с текстами басен «Лев и лисица», «Чиж и голубь», «Мальчик и змея», «Обезьяна и Зеркало», «Петух и Жемчужное зерно»
  6. (Обществознание) Игра «Добро и зло»
  7. (Литература)Работа с терминами (ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота, просторечия, олицетворение).
  8. (Литература + обществознание) Сочинение синквейна
  9. (Обществознание) Решение кроссворда о нравственных качествах «Качества личности»
  10. (Литература) Конкурс на лучшее знание басен Крылова «Кто кого?»
  11. (Обществознание) Сюжетно-ролевая игра «Суд над героем» по басне Крылова «Крестьянин и лисица» (над Лисой). Задание на ситуацию.
  12. Заключение.

Ход урока:

I.  Целеполагание

Cлово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок.   На одном уроке мы будем работать сразу по двум предметам: литературе и граждановедению. Такой урок называется интегрированным. А поговорим мы о вечных ценностях: мнимых и настоящих, о человеческих пороках и добродетели, о добре и зле, о дружбе и вражде. А помогут нам в этом басни великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы с вами уже знаем много о жанре «басня». Давайте вспомним и ответим на вопросы:

  • Что такое басня?    (БАСНЯ –  это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирической по направленности и имеющий иносказательный смысл.)
  • Кто является действующими лицами басни? (Животные, растения и предметы)
  • К кому обращена басня? (Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни)

II. Заочная экскурсия в форме презентации с комментариями «История басенного жанра»    Крылов не был первооткрывателем этого жанра. Басня появилась еще в Древней Греции в VIII- II веках до н.э.

Эзоп: (VI век до н.э.) Биографические сведения о нем легендарны. Он был уродливый раб (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную ученость которого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобожден. Погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно Эзопу приписывается изобретение почти всех ходивших тогда в народе басен. В его произведениях животные говорят, думают, действуют как люди, высмеиваются человеческие пороки. Эзопов язык (сейчас аллегория). Его басни дошли до нас в прозаической форме.

Жан де Лафонтен: (1621-1695) Представитель французских поэтов- баснописцев.Его басни появились лишь за год до его смерти. Соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения (много лирики). Лафонтен считал, что «Голая мораль лишь приносит скуку». Именно благодаря ему басня, считавшаяся «низким» жанром приобрела величие высокой поэзии.

В России представителями басенного жанра в 18-20 веках были: Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1761), Гавриил Романович Державин (1743-1816), Александр Ефимович Измайлов (1779-1852), Козьма Прутков (1803-1863) – псевдоним, под которым скрывается коллектив авторов Алексей Константинович Толстой и три брата Жемчужниковы, Сергей Владимирович Михалков (1913)
Но самым ярким представителем басенного жанра в России стал Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

III. Викторина по биографии Крылова И.А.

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Задание для работы в группах:

  1. В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
  2. Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
  3. Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
  4. Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
  5. Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)

IV. Инсценировка басни «Квартет»

Вопросы для обсуждения:

  • Что узнали из басни?
  • Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
  • Какими вы представляете характер героев басни?
  • Вам было смешно? Каким был ваш смех? (Добрым, злым)
  • Подберите подходящие к ситуации, изображенной в басне пословицы, фразеологизмы (Медведь на ухо наступил, не в свои сани не садись)

V. Работа с текстами басен: «Лев и лисица», «Чиж и голубь», «Мальчик и змея», «Петух и Жемчужное зерно», «Чиж и голубь» («Вперед чужой беде не смейся, Голубок») Не смейся над чужой бедой. Как аукнется, так и откликнется.

  • Назовите главную мысль.
  • Что особенно понравилось в басне?
  • А с вами бывали такие случаи? Может быть, вы их наблюдали в жизни?

«Лев и Лисица» («Иного так же мы боимся, поколь к нему не приглядимся») У страха глаза велики

  • Какова тема?
  • Какими вы представляете героев данной басни? 
  • Найдите в тексте просторечия. Для чего они тут употребляются?

«Петух и жемчужное зерно» («Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк»)

Чтение басни наизусть

  • Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
  • Что это за жемчужное зерно?
  • Что оно собой олицетворяет?
  • Какие человеческие пороки (Как вы себе это понимаете?) высмеивает Крылов? (Невежество, обжорство, глупость, тупость, недальновидность)
  • Какова мораль этой басни?

«Мальчик и змея» («И знай, с кем шутишь!») Не суй свой нос в чужие дела. Любопытной Варваре нос на базаре оторвали. Не шути с огнем!

Подготовка к чтению – жужжащее чтение. Чтение басни по ролям (команда № 1 –  слова автора, команда № 2 – слова Змеи)

  • Дайте характеристику главным героям басни.
  • От чего нас предостерегает автор?

Работа с фразеологизмами по прочитанным басням.

–  Какие вы знаете фразеологизмы, пословицы, которые соответствуют изображенным в баснях ситуациях?

–  Итак, мы с вами знаем, что хотя в баснях Крылова действуют главным образом животные, поступают они как люди. И когда Крылов смеется над недостатками в поступках животных, в действительности он смеется над недостатками людей.

VI. Игра «Добро и зло»

На каждую группу раздаются фломастеры и карточки  следующего содержания:

1 команда: ДОБРО
2 команда: ЗЛО

Задание:  Составить словесный и художественный портрет человека доброго и злого соответственно заданиям карточек.

VII. Работа с терминами: ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота, просторечия, олицетворение.

– Какие художественные средства используются Крыловым в басне?
– Постарайтесь найти в прочитанных баснях хотя бы некоторые из данных изобразительно – выразительных средств.

ЛИТЕР + ОБЩ VIII. Работа по технологии моделирующего обучения. Сочинение синквейна

Задание: Сочинить СИНКВЕЙН по теме:

1 группа  «ЖАДНОСТЬ»
2 группа «ЗАВИСТЬ»

Беседа «Моральные поступки».

Чтение басни «Лягушка и Вол».

– Так к чему приводят жадность и зависть?

IX. Решение кроссворда о нравственных качествах «Качества личности»

Задание: Разгадать кроссворд. (Кто быстрее, по командам)

Кроссворд:

Примечание: должно получиться ключевое слово «Человек» – существо сознательное, разумное, владеющее собой, своими эмоциями и поступками.

X. Конкурс на лучшее знание басен Крылова «Кто кого?»

Задание:

– Назовите как можно больше басен Крылова. Кто больше, тот победил.
– Назовите басни Крылова о медведе, лисе, обезьяне, людях. Кто больше, тот победил.

XI. Сюжетно-ролевая игра «Суд над героем» по басне Крылова «Крестьянин и лисица» (над Лисой). Задание на ситуацию

Чтение басни «Крестьянин и Лисица» учителем. 

Задание:      Доказать свою позицию, приведя аргументы, цитаты из текста басни. 

1 команда: Сторона защиты «Лиса права»
2 команда: Сторона обвинения «Лиса не права»

Познакомить учащихся со статьей 158 УК РФ «Кража» 

Задание на ситуацию: Подготовить по группам обращение-совет (20 слов) тому, кто очень захотел что-то иметь и подумал о краже.

XII. Заключение «Беседа по вопросам»:

– Устарели ли сегодня басни И.А. Крылова? Аргументируйте свой ответ.
– Что нового я узнал на уроке?
– Какие выводы для себя сделал?

– Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Крылова «К другу моему».

Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, –
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, –
Чин человека – в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой;
Его достойно сохранить
Считал одной неложной славой…

И.А. Крылов. К другу моему. 1973 г.

– Так какова, по мнению Крылова, самая главная ценность? (Быть человеком)
– А какими качествами (добродетелями) должны обладать мы с вами, чтобы с гордостью носить имя Человек?

 XIII. Подведение итогов урока

Подсчет фишек, заработанных командами (у кого больше, те получают оценку «5»)

– У кого фишек меньше, капитан определяет самых активных участников урока. Им ставится оценка «5», остальным члена проигравшей команды «4».

Примечание: Так как урок интегрированный, то оценка ставится сразу по двум предметам: по литературе и граждановедению.

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Что значит быть настоящим Человеком?»