Классный час на тему "Труд в почете любой! Мир профессий большой!"

Разделы: Внеклассная работа


Оканчивая школу, выпускники оказываются перед необходимостью выбора своего профессионального пути. Определиться в этом выборе выпускникам помогают родители, учителя, важную роль при этом играет профессиональная ориентация, проводимая школой.

ХХI век поставил перед человеком и цивилизованным обществом проблему профессиональной ориентации школьников в учебном процессе. От школы требуется создание условий для формирования у детей индивидуального образовательного запроса, личной потребности во взвешенном выборе направления, готовности к самореализации в избранном профиле. Профессиональная ориентация должна быть тесно связана со всей учебно-воспитательной работой, где младший школьный возраст не является малозначимым. Актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации уже с учениками начальных классов. Сознательный выбор профессии возможен только тогда, когда младшие школьники имеют достаточную общую подготовку. Вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребенку в выборе профессии.

Профессиональная ориентация помогает младшим школьникам ответить на вопрос, зачем нужно учиться, правильно определить свое место в жизни и тем самым способствует наиболее рациональному использованию трудовых ресурсов.

Основные задачи профессиональной ориентации в начальной школе это формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к наиболее распространённым профессиям и профессиям родителей.

Цели: создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.

Задачи: раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.

Предметные планируемые результаты: научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.

Метапредметные планируемые результаты:

Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Оборудование: плакат “Все профессии нужны”, выставка книг для детей о профессиях, дидактический материал с изображением людей разных профессий, атрибуты для игр, детские работы (рисунки, поделки, презентации о профессиях своих родителей).

Ход классного часа

I. Вступление – организационный момент.

Выступают пятиклассники

Ученик 1:

«Я снова думаю сейчас: Зачем хожу я в школу, в класс?
Мне б игрушку подарили, я б сумел вам доказать,
Что играть ничуть не хуже, чем писать, считать, решать»

Ученик 2: Кто бы сомневался, играть все умеют – это легко и интересно. А все ли из вас, ребята согласны, что учиться хуже, чем играть? Да, учиться тяжело, учёба это труд, но зато какой интересный!

Ученик 3:

«Учимся трудиться мы упорно, стараемся двигаться вперёд.
Трудолюбивых и целеустремлённых, бесспорно,
Жизнь удивительная и увлекательная ждёт».

Ученик 4:

«Кто нам делает сапожки, ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто сшил нам куртки и пальто?
Кто нам сделал эти парты, напечатал книжки, карты?
Кто куёт металл для плуга, добывает нефть и уголь?
Отгадали вы? Для нас трудится рабочий класс»

Учитель: Прочитайте дружно тему нашего сегодняшнего вечера.

– О чём пойдёт речь?

– Сегодня мы с вами узнаем, кто же такие рабочий класс и для чего люди трудятся. Проходить наш классный час будет необычно, вас ждут «дела-обозрения», инсценированные выступления, эстафеты.

– А для чего люди трудятся?

– Вспомните сказки, в которых герои за одну ночь выполняли самые трудные задания (фрагменты из мультфильмов «Царевна-лягушка» и т.д.)

– Как они справлялись с делами?

– А в жизни можно использовать волшебные средства?

– Как же люди научились обходиться без волшебства? Что им в этом помогло?

II. Поэтические инсценировки: профессии в лицах.

  • Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине земли
    Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли.

  • Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
    Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем.

  • Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.

  • Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас

  • Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,
    С водою мы напарники. Так кто же мы?

  • Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
    Пахучие котлеты, салаты, винегреты?

  • Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,

  • А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?

  • Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногда
    Нам гудками или свистом, а ведут их…

– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)

III. Инсценировка стихотворения М. Яснов.

«Одного мальчика спросили:
– Для чего тебе две руки?
Тот ответил:
– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»

– Ребята, вы согласны с мальчиком?

– А для чего же ещё нам руки нужны?

IV. Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

(Дети следят в тексте за голосом учителя)

– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?

– Как понимаете выражение трудовые руки?

– Можно сказать, что у вас трудовые руки?

Учитель: Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.

V. Эстафета любимых занятий.

Ученик 1:

«Очень любим мы трудиться!
Нам лениться не годится»!

Ученик 2:

«Какое увлечение у каждого из вас,
Покажем мы друг другу прямо сейчас»

Проходит демонстрация детских поделок, оригинальное представление своей работы.

Учитель:

«Вас мастерицы, мастера, похвалить пришла пора.
Стремитесь отлично учиться, трудиться,
Ведь вашими успехами школа гордится!

VI. Путешествие на «машине-обозрения».

Учитель: Каждый из вас заранее получил задание-маршрут. Мы отправляемся на «машине-обозрения» – на работу к родителям, чтобы узнать об их профессиях. Прошу вас представить отчёт о выполнении задания-маршрута.

Учащиеся предоставляют рассказывают в сопровождении презентации о профессиях своих родителях, описывают место работы.

VII. Отгадывание кроссворда – работа в микрогруппах.

(Загадки загадывают пятиклашки)

  1. Кто у постели больного сидит
    И как лечиться всем говорит;

  2. Он учит детишек читать и писать,
    Природу любить, стариков уважать.

  3. Встаёт он рано, ведь его забота –
    Всех отвозить по утрам на работу.

  4. Ещё солнце не смеётся, не алеет в небе зорька –
    Во дворе уже скребётся чья –то быстрая метёлка.

  5. У меня маршрутов много, много радости в пути!
    Впереди всегда дорога– лучше дела не найти.

  6. Напевая песенку на ходу, тянет трактор весело борозду.

  7. К нам пришел сегодня в дом кто-то с гаечным ключом.
    Он пришел сегодня к нам, чтоб сменить на кухне кран.

VIII. Заключение.

Ученик (листая большой фотоальбом о профессиях)

Когда-нибудь, перелистывая альбом, задумаюсь и до конца пойму
Важнейшее – учиться мастерству усердно и упорно, только своему.
Тому, что дорого, что нравится, и с трудностями, чтобы справиться,
И гордо чтоб когда-нибудь произнести:
Мой труд, моя профессия – в чести!

Учитель:

Впереди у нас работа, впереди задач решенье!...
Будут новые заботы, будут новые сомненья!
Будем к знаниям стремиться, и стараться, и трудиться.

Список литературы:

  1. Бут Т.В., Лободина Н.В. /Поурочное планирование. Окружающий мир 1 класс/ Издательство «Учитель» 2012.
  2. Все профессии важны: урок-игра, 2 класс // Начальная школа: Приложение к газете "Первое сентября".– 2007.– № 22 / 16-30 нояб.– С. 21-27
  3. Все работы хороши: стихи и рассказы. – М.: Детская литература, 1986.
  4. Жукова, Л. Загадки о профессиях // Миша.– 2010.– № 7.– С. 15
  5. Заводов А. И. /Как построили детсад. /Стихи для детей дошкольного возраста. Мордовское книжное издательство, 1973.
  6. Зулунова, Г. В. Профориентационная работа в школе / Начальная школа.– 2011. – № 5.– С. 31-34.