Творческая лаборатория: от анализа текста - через слово - к новому тексту (интегрированный урок по развитию речи в 8-м классе гуманитарного отделения)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (12 МБ)


Способность творчества есть великий дар природы;
акт творчества в душе творящей есть великое таинство;
минута творчества есть минута великого священнодействия.

Белинский В.Г.

Эти слова В.Г.Белинского послужили толчком к работе над темой урока по лингвистическому анализу текста, так как способность творить заложена в нас творцом. А творить с помощью великого русского слова - это дар, который мы в содружестве с учениками можем развивать, и при этом способствовать не только повышению уровня языковой культуры, но и воспитанию с помощью слова духовно, нравственно, эстетически.

Цели и задачи:

  • воспитывать чувство прекрасного с помощью разнообразных видов искусства; содействовать развитию умения учащихся общаться между собой, помочь им осознать ценность совместной деятельности; способствовать формированию у ребят личного отношения к происходящим событиям и поведению действующих лиц, показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие; воспитывать гуманизм и любовь к прекрасному;
  • развивать бережное отношение к слову и тексту, УНТ, литературе, балету, песне, живописи; создавать условия для развития навыков определения основной мысли текста, выделения микротем; создавать условия для развития творческих способностей у лицеистов;
  • обучать лингвистической работе с текстом; способствовать формированию коммуникативной компетенции у школьников: развитию умения формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, созданию оптимальных условий для овладения навыками написания своего собственного текста на основании всех предложенных методов и приёмов урока.

Используемые педагогические технологии: технология исследовательской деятельности, проблемно-поисковая и коммуникативно-диалоговая.

Оборудование: мультимедиа-проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация “Белые и черные лебеди”, текст “Лебединая песня” (Приложение 1), презентация “Сен-Санс “Лебедь”, текст стихотворения “Лебединая верность” (Приложение 2).

Ход урока

1. Оргмомент

Дорогие ребята! Мы сегодня с Вами приобщимся к миру прекрасного через музыку, живопись, балет, песню, будем воспитывать в себе чувство красоты и работать с русским словом, великим и светлым, добрым и образным. И мы с вами, как в детстве, войдём в сказочный мир слов, в творческую лабораторию, приобщимся к великому таинству священнодействия.

2. Основная часть урока

Чтение стихотворения наизусть одним учеником:

Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять Вселенную, ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному Чуду!
Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоем,
Крылом к крылу. В красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду. Божественны!
Остановись мгновенье! А преданность?
Ведь если роковой наступит час - один погибнет,
То жить не станет и другой, он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!
Храните жизни чудные мгновенья!
Сергей Варакин

Во время чтения стихотворения под музыку И. Шварца из к/ф “Не стреляйте в белых лебедей” идет показ презентации “Белые и черные лебеди” (Приложение 1).

3. Беседа по тексту стихотворения, его лингвистический анализ:

Дайте этимологию слова “Лебедь”. Работа с толковым словарём.

(Лебедь – общеславянское слово. Образовано с помощью суффикса -едь от основы леб. Лебедь родственно латинскому и древненемецкому и греческому: белый. По-немецки Эльба значит белая. Птица получила название по своему белому оперению). Есть ли в молдавском языке, подобное этому? (Да, это слово албэ -белый.)

Какие чувства вами овладели при просмотре презентации? (Чувство прекрасного, гармоничного и возвышенного)

Что такое ассоциация? ( Ответ пытаются дать восьмиклассники, а затем определение даёт учитель: “ Слово латинское и обозначает связь, возникающую в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента, в определённых условиях, вызывает образ другого, связанного с ним”).

Какие ассоциации у вас возникли после прослушивания этого стихотворения? Назовите их с помощью имён существительных (Любовь, чистота, красота, преданность, белизна, чета, божественность, верность, вечность, жизнь, смерть).

Является ли данное стихотворение текстом и почему? (Предложенное стихотворение является текстом, потому что это лингвостилистическая единица, в которой более двух предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно. Текст можно озаглавить, разбить на микротемы, составить к нему план).

Молодцы, верно. Так давайте дадим ему название. Предлагайте варианты и доказывайте свою точку зрения. (Выбираем подходящее название. Это “Лебединая верность”).

Запишем в тетрадь название стихотворения .

А теперь давайте разобьём его на микротемы и зафиксируем их в тетради:

 Призыв к людям – учиться верности у лебедей.

Лебединая любовь.

Лебединая верность.

Призыв к нам, людям, учиться у лебедей верности.

Какие ключевые слова можно подобрать к каждой микротеме? Работаем с текстом устно.

Учиться, верность, любить.

Вселенная, любовь, нежность, преданность, истинное чудо, красивое оперенье, чистый пруд, божественны, остановись мгновение.

Роковой час, один погибнет, другой не станет жить, плывут по жизни, два творенья.

Учитесь верности у лебедей, хранить чудные мгновенья.

К какому стилю речи принадлежит этот текст? Докажите свою точку зрения. (Данный текст принадлежит к художественному с элементами публицистического, так как в нём есть красота, образность, которая создаётся с помощью средств художественной выразительности и есть призыв к людям.)

Анализируя этот поэтический текст, мы обнаруживаем следующие тропы, которые будем подчёркивать прямо в стихотворении и надписывать их:

эпитеты (нежные творенья, чудные мгновенья); сравнения (любите так, как любят эти птицы, чувство подобно истинному чуду); метафоры (взять Вселенную, чувство невозможно передать, скользят по чистому пруду, остановись мгновенье, плывут по жизни); развёрнутые метафоры (вот так плывут по жизни два преданных творенья, храните жизни чудные мгновенья); метонимия (крылом к крылу)

А какие стилистические фигуры мы можем найти в этом стихотворении?

(Риторическое обращение: первые и последние две строки; антитезу, инверсию, повтор).

С какой целью автор применяет все эти фигуры речи и художественно – выразительные средства? ( Автор в своём стихотворении это применяет, чтобы привлечь наше внимание к красоте лебедей и их преданности друг другу.)

А что такое, по – вашему, красота? (Выслушиваю ответы учеников).

4. Вспомним строки из стихотворения “Лебединая верность”:

Ведь если роковой наступит час - один погибнет

То жить не станет и другой, он тоже этот мир покинет.

Звучит песня Евгения Мартынова на стихи А. Дементьева “Лебединая верность”.

5. Вопросы:

  • Есть ли сходство этой песни со стихотворением С. Варакина “Лебединая верность”?
  • В чём оно заключается?
  • Кто же является виновным в таких ситуациях?
  • Какая проблема возникает? (Проблема взаимоотношения человека и природы. Виноват в этой проблеме человек.)

(Динамическая пауза – 5 минут)

6. Элементы лингвистического анализа текста “Лебединая песня”

Выразительно прочитать, определить основную мысль, функциональный тип и стиль речи, доказать свою точку зрения. (см. текст Приложение 1)

Тема (Красота лебедя)

Основная мысль. (Есть чему поучиться у лебедей- верности друг другу)

Составление плана:

  • Лебедь – символ чистоты и гордого одиночества.
  • Лебедь – олицетворение жизни и смерти.
  • Лебедь – пример вечной любви и преданности.

Образ Лебедя в мифологии.

Легенды о лебединой песне.

Лебединая верность.

Жизнь красивой благородной птицы как пример для подражания.

Работа с текстом на лексическом уровне:

Какие ключевые слова мы можем подчеркнуть при анализе данного текста?

Что вы обнаружили в данном тексте на лексическом уровне? (Слова в переносном значении: глубокий, ухаживают; контекстные синонимы: возрождение, чистота, целомудрие... Речевые антонимы: жизнь и смерть, белый и чёрный, добро и зло; фразеологический оборот: лебединая верность). Работа со словарём фразеологизмов.

На синтаксическом уровне мы обнаруживаем следующие синтаксические конструкции: ПП с однородными членами, вводные слова и предложения, ПП, осложнённые обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, предложения с прямой речью, сложные предложения.

К какому функциональному стилю мы можем отнести данный текст?. Докажите свою точку зрения. Работа с таблицей “Стили речи”.

Какой вид связи предложений в данном тексте: последовательный или параллельный? (И последовательный, и параллельный виды связи предложений в тексте).

Какой тип речи? (Докажите, что это рассуждение? Работа с таблицей “Типы речи”.)

7. Просмотр и работа с презентацией Камиля Сен-Санса “Лебедь”

Мы с вами сейчас посмотрим презентацию Камиля Сен – Санса “Лебедь”(см. Приложение 2), увидим выступление великой русской балерины Майи Плисецкой “Умирающий лебедь”.

Слайд 1. Портрет Камиля Сен – Санса.

Слайд 2. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос и смотрят видео М. Плисецкая “Умирающий лебедь”.

Работа в паре – подбор эпитетов к словам: “музыка”, “лебедь”, “шея”, “осанка” и сравнение их со словарём “Эпитетов русского литературного языка” Горбачевич К.С., Хабло Е.П. , Л.1979 (Слайд 3).

Работа в паре – подбор синонимов к словам: “удивительный”, “дивный”, “величественный”, “очаровать” и сравнение их со “Словарём русских синонимов и сходных по смыслу выражений” Н.Абрамова, 1999 (Слайд 4).

Ответьте на вопрос: “К какой сказочной героине мы можем применить эти слова: “удивительная”, “дивная”, “величественная”, “очаровать”?

Какой вы представляете Царевну-Лебедь? А вот какой её увидел великий русский художник М. Врубель. А теперь посмотрите и послушайте плейкаст “Царевна -Лебедь” (Слайд 5).

А теперь две наши ученицы 11 класса были в роли творческих экспертов. Одна из них написала стихотворение, а другая работала со словами, в которых есть таинственный слог “Ра”.

Давайте послушаем их.

Стихотворение учащейся 11-а класса Тамазлыкару Евгении “Лебединая верность”. (см. текст стихотворения Приложение 2)

А одна ученица-старшеклассница весь урок вёла наблюдение за словами, в которых есть слог РА, что же это за слова? Послушаем их:

лаборатория, прекрасный, литература, развитие, разделить, работа, Варакин, не сравнится, красивом, образ, красота, разбить, храните, сравнение, изобразите, красочность, образность, нравственность, фразеологизм, обращение, развёрнутое, раненым, партнёра, разбивается, традиция, Брахма, изображаемым, умирающего, разный, характер, утратил, рассуждение, подобрать, грациозный, поразительный, опера, развязка, раскрытые, красками, драгоценные, окрашено, сразу, красавица, раз, странствовать.

Что же этот слог обозначал в древнерусском языке? Давайте посмотрим отрывок из передачи Одесского телевидения “Земное и надземное” и послушаем культуролога Надежду Ровную (см. видео1 на Слайде 5).

8. Итоги подводят сами ученики и составляют синквейны

  • Со словами “лебедь”, “верность”:
  • Лебедь.
  • Любит, плывёт.
  • Красивый, величавый, гордый.
  • Учитесь верности у лебедей.
  • Чудо.
  • Верность.
  • Хранит, любит.
  • Преданный, нежный, благородный.
  • Любите так, как любят эти птицы.
  • Лебеди.

9. Домашнее задание

1. Вставить буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания в тексте А. Волиной “Лебединая песня”.

2. Творческое задание: написать текст-рассуждение “Мои впечатления об уроке”.

10. Релаксация

Давайте посмотрим отрывок из передачи Одесского телевидения “Земное и надземное” и послушаем культуролога Надежду Ровную (см. видео2 на Слайде 5).

11. Заключительное слово учителя

“Люди, мыслите и творите, ведь “способность творчества есть великий дар природы ...”

Всем спасибо за урок”.