Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель урока: продолжить формировать представление о многообразии цветковых растений.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений человеком;
  • Коррекционно-развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, самостоятельно делать выводы. Развивать способность воспроизводить изучаемый материал.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к вредным привычкам.

Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие:

Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

– Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

2) Целевая установка:

  • сегодня на уроке мы продолжим знакомство с цветковыми растениями;
  • будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;
  • находить у растений признаки класса двудольных.

II. Проверка домашнего задания

– Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные)

  1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений. На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.
    Однодольные Двудольные
    в семени 1 семядоля в семени две семядоли
    мочковатая корневая система стержневая корневая система
    дуговое и параллельное жилкование листьев сетчатое жилкование листьев
  2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные)
  3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные)
  4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)
  5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.)
  6. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха)
  7. Назовите цветочно-декоративное растение семейства розоцветные (роза)

III. Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Хоть жжет его солнце,
одет он в суконце,
А сукно золотистое,
тонкое и чистое. (Персик)
2. Царицей цветов я зовусь.
На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай,
почувствуешь, как я сильна. (Роза)
3. На сучке висят шары,
посинели от жары. (Слива)
4. Не жил в ягоде жучок,
и не кушал червячок,
А сорвал её с куста,
глядь – середка вся пуста. (Малина)
5. На лесной полянке –
Красная девица.
Чтоб её увидеть,
Надо поклониться (Земляника)
6. Живёт полезный кустик,
Дотронешься – укусит.
На розу очень я похож,
Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)
7. Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)
8. Долгоножка хвалится:
я ли не красавица?
А всего-то косточка
да красненькая кофточка. (Вишня)
9. Появились бубенчики –
белые горошки,
Распустились колокольчики
на зеленой ножке. (Ландыш)
10. Дерево с белоснежными
пахучими цветами
и вяжущими плодами. (Черемуха)

(СЛАЙД 2)

– Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные)

– Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)

– Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

Тема урока: «Семейство паслёновые. Общие признаки паслёновых.» (СЛАЙД 3)

– апишите тему урока в тетрадь.

Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 4)

– Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые.

– Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки)

Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 5)

  • Название семейства
  • Жизненные формы растений данного семейства
  • Особенности строения цветка и соцветия
  • Типы плодов
  • Особенности строения корневой системы, стебля, листьев
  • Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно.

(учитель помещает первую страницу портфолио на доску). Приложение 1

(СЛАЙД 6) Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений – травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья.

(учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2

– От какого растения получило название это семейства? (Паслён) (СЛАЙД 7)

– Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? (его можно встретить на огородах, в поле)

– Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус?

– Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Кроме паслёна к этому семейству относятся:

  • Картофель (СЛАЙД 8)
  • Томат (СЛАЙД 9)
  • Перец (СЛАЙД10)
  • Баклажан (СЛАЙД11)

Почему эти растения объединили в одну группу?

По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода)

Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 12)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.
б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.
в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок. (В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)
г) соберите формулу цветка на доске (ученик собирает формулу цветка из карточек)

Ч(5) В(5) Т5 П 1

– У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 13)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 14)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

– Какие плоды встречаются у паслёновых? (ягода, коробочка) (СЛАЙД 15) , (СЛАЙД 16)

– Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

( СЛАЙД 17) Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

  • какая корневая система у паслёновых (стержневая)
  • Стебель у паслёновых … (прямостоячий)
  • Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

– Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Признаки паслёновых

Корневая система стержневая
Стебель Прямостоячий
Листья Простые, с сетчатым жилкованием
Соцветие Одиночные цветки, кисть
Цветок 5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик
Плод Коробочка или ягода
Семя две семядоли

 Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

ФИЗМИНУТКА:

– наклоны головы назад, вперёд;

– повороты головы влево, вправо;

– махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

– быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

– круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 18)

– Какие культуры изображены на слайде?

– Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

– Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)

– Чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.

Ребята подготовили для нас информацию о пользе овощных растений для человека. (сообщение дополнительного материала учениками)

  1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.
  2. Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!
  3. Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).
  4. Перец – безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 19)

– Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно-декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения – ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 20)

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 21)

– Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

– Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

(СЛАЙД 22) Математики подсчитали…

  • каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;
  • каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;
  • за год – это 2,5 миллиона человек:
  • приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

– Коснулась эта проблема и нашей школы … (школьная статистика: учитель приводит данные анкетирования по выявлению детей с вредной привычкой)

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 23)

– Для чего выращивают цветочно-декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

(СЛАЙД 24)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

– О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление

– Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 25)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

– К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

– Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

– Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и розоцветные: белена, картофель, земляника, баклажан, груша, яблоко, петуния, томат, дурман)

– Сколько групп у вас получилось? (две)

– К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и розоцветные)

– К какому классу относятся эти семейства? (к классу двудольные)

VI. Итог

– Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

Оценивание детей.

Домашнее задание: прочитать текст «Общие признаки паслёновых», дополнить схему, которую записали в тетрадь, названиями растений семейства паслёновые из текста.

Рефлексия (СЛАЙД 26)

Дополните предложения, которые вы видите на экране:

– Сегодня на уроке я…

– Самым интересным для меня…

– Урок мне…

(СЛАЙД 27)