Особенности толерантности обучающихся в современных условиях

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


Для современной социокультурной ситуации характерна активизация межнационального и межкультурного взаимодействия, что делает необходимым поиск ненасильственных путей сосуществования. Толерантность рассматривается как один из основных механизмов регуляции взаимоотношений внутри социума, а также создания благоприятной общественной обстановки [2].

Проблема формирования толерантности остается одной из ключевых проблем педагогической теории и практики. Поскольку училище является тем учреждением, где происходит профессиональная подготовка будущих специалистов, закладываются принципы профессиональной деятельности, именно училищу должна принадлежать решающая роль в процессе формирования социокультурной толерантности обучающихся.

Существуют различные подходы к определению понятия «толерантность» и ее типа «социокультурная толерантность» в отечественной и зарубежной литературе. Мы рассматриваем «толерантность» как проявление сознательного и ответственного выбора человека, его собственной активной позиции по построению отношений с «другим», основанной на признании прав и свобод другого», его независимости и автономности, принятии воззрений и индивидуальных характеристик партнера по взаимодействию, недопустимости силового навязывания своих идей [1].

Мы считаем целесообразным рассматривать общество и культуру неразрывно. «Социокультурная толерантность» трактуется как «моральное качество личности», в структуре которого выделяются элементы, составляющие «триаду толерантности» – уважение, эмпатия и доброта. Основная нагрузка по формированию толерантности личности ложится на систему образования.

Для диагностики общего уровня толерантности обучающихся ГОУ НПО ПУ №77 (25 обучающихся) мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [3]. Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. 100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности».

Нами получены следующие количественные и качественные результаты (см. табл. 1, 2).

Таблица1. Количественный анализ экспресс-опросника «Индекс толерантности» (чел./%)

Уровни толерантности Экспериментальная группа (п = 25 чел.)
Низкий уровень (22-60 баллов)

8/32,0

Средний уровень (61-99 баллов)

12/48,0

Высокий уровень (100-132 балла)

5/20,0

Нами выявлено:

– в группе доминируют обучающиеся со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;
– у трети обучающихся выявлен низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям;
– представители группы с выраженными чертами толерантной личности составили в экспериментальной группе пятую часть.

Таблица 2. Качественный анализ экспресс-опросника «Индекс толерантности» (%)

Субшкалы толерантности

Экспериментальная группа

Этническая толерантность 37,0
Социальная толерантность 48,0
Толерантность как черта личности 15,0

Наиболее выражена субшкала «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте субшкала «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. На третьем месте субшкала «толерантность как черта личности», включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Это подтверждается нашими наблюдениями за поведением обучающихся, а также совпадает с мнением преподавателей училища, с которыми мы беседовали.

Нами выявлены особенности толерантности обучающихся в современных условиях:

– доминирование обучающихся, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;
– субшкала «толерантность как черта личности», включающая пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, менее всего выражена.

На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что толерантность обучающихся ситуативна.

Возраст обучающихся училища, по нашему мнению, является сензитивным к формированию толерантности. Но современная социальная ситуация не всегда благоприятствует этому. Серьезными препятствиями являются: отсутствие в обществе устоявшихся традиций свободы, плюрализма, уважения прав других; распространенность националистических настроений и культурных стереотипов; нетолерантное отношение взрослых к подросткам и юношам; возрастная конфликтность, агрессивность и нетерпимость к другим как следствие не разрешаемых вовремя противоречий – между потребностью обучающегося в ощущении собственной автономии и реальной его зависимостью от взрослых, между потребностью в утверждении себя как взрослой личности и недостаточностью благоприятных для этого условий. Многие из названных причин интолерантности могут быть устранены педагогическими средствами.

Список использованной литературы:

1. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность – ее сущностные характеристики / Д.В. Зиновьев // Парадигма. – 1998. – №1. – С. 50-61.
2. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация / Н.А. Победа // Социологические исследования. – 2007. – №6. – С. 13-28.
3. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – С. 46-51.