Развитие опыта творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства в 5-м классе

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность

В практике современной школы учитель нередко сталкивается с проблемой полного равнодушия к результатам обучения со стороны  школьников. Неуклонно растет число детей, характерной особенностью которых является неспособность вступать в открытые доверительные отношения, что, естественно негативным образом отражается на формировании «Я-концепции» и жизненной позиции в будущем. У таких учащихся отсутствует самоуважение, они не могут определиться и реализоваться в жизни.
В современном же обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, лабильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим, развитие творческих способностей школьников становится очень актуальным.
Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью, готовой жить в постоянно меняющемся мире, личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению

Ведущая идея опыта

Создание на уроках ИЗО в 5 классе условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

В основе опыта лежат:

– единство воспитания и образования;
– яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
– межпредметные связи;
– практическая направленность уроков изобразительного искусства;
– соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников;
– направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционального и нравственного отношения к действительности.

Педагогические задачи, решаемые в опыте

  • Воспитать духовно богатого и эстетически нравственного человека;
  • Развивать способности к художественному творчеству, к созданию на доступном уровне выразительного художественного образа;
  • Формировать у учащихся знания и навыки практической деятельности с использованием художественных материалов и техник.

Художественно-педагогические задачи используемых на уроках:

  • Погружение – внедряющей идеей урока становится эмоционально-образное проживание художественного шедевра, личностно-смысловое проникновение в его ауру, его глубинную суть, стиль.
  • Постижение – носит ярко познавательно-творческий характер, личностное переосмысление произведений искусства.
  • Сравнение – эмоциональное и аналитическое сопоставление художественных образов, их стабилизирующих черт, этапов развития видов искусства.
  • Обобщение – итоговые уроки

Личная концепция учителя

  • Поиск творческих приемов формирования и  совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках.
  • Создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки.
  • Активизация и совершенствование  основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития школьников.

Технология опыта

Современный подход к целям и задачам обучения ставит вопрос о взаимоотношении обучения и творчества. Воспитание творческой личности и развитие творческих способностей детей – важнейшая задача  современного образования. Особое значение это имеет для преподавания изобразительного искусства. Понятие «творчество» получило различные трактовки в философских, психологических и педагогических исследованиях.
Однако, как бы ни рассматривалось творчество – как продукт, как процесс или как особенное креативное (творческое) состояние субъекта, в нем всегда присутствуют элементы новизны.
Известно, какую роль в жизни ребенка занимает творчество. Какой большой смысл он вкладывает в каждый свой рисунок, в его сотворение. Изобразительная деятельность – образное познание действительности. Художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как и науки, признанные необходимыми для элементарного образования».
Изобразительное искусство имеет большое значение  для умственного развития детей. В процессе творческой деятельности уточняются и закрепляются знания, полученные ранее, пробуждаются способности видеть, ценить и создавать красоту жизни.
В основе моей работы – личность ученика, развитие его творческих способностей.
Работу над данной темой начала много лет назад. Первые годы были посвящены накоплению и отбору теоретического и практического материала, необходимого для организации работы над выбранной темой. Именно в это время я определила для себя, что фундаментом на котором возникает и формируется творческая индивидуальность является органичное единство развитых способностей восприятия, эмоционального переживания, воображения, мышления и художественно-эстетической образованности.

Восприятие

Процесс восприятия произведений искусства включает в себя процесс созерцания, процесс переживания и процесс познания. Причем если процесс познания направлен на объект восприятия, то процесс переживания – на самого ребенка, который выступает в качестве зрителя. А.В. Бакушинский считал, что не пережитое до конца художественное произведение не может быть до конца понято. Такой художественный эмоционально-ценностный опыт ребенок в значительной степени получает на уроке изобразительного искусства. Именно на уроке, при восприятии произведения изобразительного искусства в степени его понимания и творческого переживания проявляется художественное развитие ребенка.
Детское творчество – самое интересное и незабываемое, так как ребенок в этом возрасте (10-11 лет) мыслит образами и чувствами. Именно через это чувственное восприятие действительности накапливается опыт творческой деятельности.
Выдающийся художник-педагог В.С. Щербаков утверждал, что «детское искусство начинается там, где начинаются эстетические оценки воспринимаемой действительности». И моя задача – помочь школьникам в осмыслении самого факта присутствия изобразительных искусств повсюду в окружающем мире и их роли в организации пространственной среды и в создании самой атмосферы человеческой жизни.
Восприятие произведений изобразительного искусства позволяет в значительной степени расширить и углубить эмоционально-ценностный опыт ребенка и создать основу для творческой деятельности.

Воображение

Исследование этапов развития воображения у школьников убедительно доказывает предположение Л.С. Выготского о том, что в творческом процессе ребенка воображение выступает как сложная психологическая система, действие которой проявляется в усложнении форм преобразования действительности средствами восприятия, мышления, памяти, собственного воображения и эмоционально-потребностной сферы. Главнейшая функция воображения связана с ориентацией ребенка в будущем.
Различают два типа воображения. Объективное (пластическое) –  это воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит образ из элементов, заимствованных из вне. Субъективное (эмоциональное) – строит образ из элементов взятых из нутрии.
Важное значение имеют и все виды воображения: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое. Самым важным для творческой деятельности обучающихся является творческое воображение, самостоятельно создающее новые оригинальные образы.
Деятельность воображения зависит от многих факторов – от интересов и потребностей, в которых эти интересы выражаются, от комбинаторной способности, от технического умения и традиций, от среды. Однако, первым и важным фактором является то, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта ребенка. Это говорит о необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Художественная деятельность

Изобразительное искусство не мыслится без деятельностного подхода. Восприятие произведений искусства предполагает не просто знакомство с ним, а собственно изобразительную деятельность (рисование, лепка, моделирование, конструирование, и тд.). Поэтому изобразительное искусство не может быть реализовано без эмоционально-ценностного восприятия искусства, нравственно-эстетического отношения к его произведениям и художественно-творческой деятельности.

Художественная деятельность включает в себя три основных вида:

  • изобразительная художественная деятельность,
  • конструктивная художественная деятельность,
  • декоративно-прикладная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.
Изобразительное искусство направлено на совершенствование позитивных личностных качеств учащихся: художественной культуры, потребности в общении с искусством, устойчивого интереса к искусству, художественного вкуса, творческих способностей, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

В течение ряда последних лет работаю над поиском методов, приемов и средств обучения, способствующих развитию опыта творческой деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе.

Изобразительное искусство в 5-м классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусства, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека. Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функции произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Одно из условий опыта – учебно-методический аппарат, который заключается в

  • систематичности, логичности и последовательности изложения материала, соблюдении преемственности; использовании передового опыта; воспитательном и образовательном характере учебного курса;
  • направленности учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования; формировании интереса учащихся к предмету и его практическое применение; межпредметных связях;
  • методической ценности иллюстрированного, справочного материала и других средств обучения;
  • наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Приемы, методы, средства обучения, которые я использую в своей работе:

Типы занятий: сообщение новых знаний, комбинированные, закрепления, лекции, беседы, обобщения, экскурсии, самостоятельная работа, занятия-вариации, коррекции и контроля ЗУН и т.д.

Виды занятий: экскурсии, работа с поисковым материалом, практическая работа, театр и т.д.

Методы: практическая деятельность, тесты, кроссворды, конспекты, составление докладов, сообщений, рефератов и презентаций.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, цветные ручки, пастель, пластилин, различные виды бумаги, ткани, природные материалы; а так же художественных техник: аппликация с элементами дизайна, коллаж, мозаика, монотипия, лепка, бумажная пластика).
Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, творческие проекты, развивающие способности детей.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, развивает их творческую деятельность и является необходимым условием формирования личности ребенка.
В процессе приобщения к народному декоративному искусству, учащиеся овладевают навыками целостного восприятия, учатся видеть то «особенное», что присуще этому виду искусства, стараются «читать» памятники народного творчества.

Результативность опыта

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.
При оценке успешности обучающегося необходимо не развить у школьника неуверенность в своих силах, неосторожная отрицательная оценка может погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому оценка учащегося должна служить средством поощрения. Ведь для искусства нет такой оценки «правильно» или «неправильно» – иначе не могло бы быть того разнообразия великих художников, которая есть в истории культуры.
Считаю опыт своей работы «Развитие творческой деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства в 5 классе» перспективным, так как он позволяет интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную и творческую  активность учащихся, повысить эффективность урока и способствует формированию личности ученика.