"Зеленый огонек". Программа профилактики ДТП с участием детей МКОУ "Малоатлымская СОШ"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по итогам 8-ми месяцев 2012 года зарегистрировано 160 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в которых погибло 9 и ранено 165 несовершеннолетних. Безопасность детей на дорогах зависит от их подготовки к участию в дорожном движении, умения предвидеть опасные ситуации и сознательно выполнять Правила дорожного движения.

Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: переход проезжей части в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства, игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет систему образования, родителей и представителей ГИБДД. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему ДТП с участием детей на дороге возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников ГИБДД и активном участии родителей.

Паспорт программы

Наименование документа “Зелёный огонёк”. Программа профилактики ДТП с участием детей МКОУ “Малоатлымская СОШ” (Приложение 1)
Цель программы Основной целью программы является создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД и сохранение жизни и здоровья.
Задачи программы способствовать изучению правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров;

способствовать формированию у школьников потребности соблюдения ПДД;

формировать практические умения пешеходов, культуру участника дорожного движения;

сформировать у родителей обучающихся ответственности за безопасность и здоровье детей как участников дорожного движения.

Разработчики программы Учитель ОБЖ Тутынин Александр Сергеевич, заместитель директора по воспитательной работе Тутынина Дания Магфуровна
Исполнители и

соисполнители

программы

Зам.директора по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители, методист школы, библиотекарь.
Ожидаемые результаты учащимися освоены права и обязанностей пешеходов, пассажиров;

сформировать потребность овладение умением соблюдать ПДД;

сформировать навыки безопасного поведения на дорогах;

сформирована ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей – участников дорожного движения.

Сроки реализации В течение учебного года
Источники финансирования
программы
Бюджет образовательного учреждения
Система организации и контроля за исполнением программы Администрация образовательного учреждения

Концептуальные основы программы

1.1. Цель программы

Основной целью программы является создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД и сохранение жизни и здоровья.

1.2. Задачи программы:

  1. способствовать изучению правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
  2. способствовать формированию у школьников потребности соблюдения ПДД;
  3. формировать практические умения пешеходов, культуру участника дорожного движения;
  4. сформировать у родителей обучающихся ответственности за безопасность и здоровье детей как участников дорожного движения.

1.3. Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. учащимися освоены права и обязанностей пешеходов, пассажиров;
  2. сформировать потребность овладение умением соблюдать ПДД;
  3. сформировать навыки безопасного поведения на дорогах;
  4. сформирована ответственность у родителей за жизнь и здоровье детей – участников дорожного движения.

1.4. Основные принципы программы.

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
  2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно – транспортного происшествия.
  4. Принцип возрастной безопасности.
  5. Принцип социальной безопасности.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития, Так, у младших школьников недостаточно развито целостное восприятие дорожной среды и неустойчивое внимание. Реакция на резкие звуковые и световые сигналы бывает неадекватной. Неожиданное появление автомобиля далеко не всегда вызывает быструю двигательную реакцию, бывает и наоборот – приближение опасности порождает растерянность, беспомощность и заторможенность.

Увидев машину, ребенок не может определить, как быстро она приблизится к нему, Заметив один автомобиль, он не видит другой, Дети 7 лет замечают на дороге только то, что им известно, Если ребенок не знает особенностей движения транспорта, то ни как не реагирует на его появление.

На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характера, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине и культуре поведения в сфере дорожного движения.

При этом преподаватель в большей мере использует свой авторитет. Воспитание требует отношение к каждому ребенку, как к личности наделенной собственными чувствами, взглядами, мыслями и волей. Отношение к нему как к маленькому, постоянная и назойливая опека лишь тормозит его психическое развитие.

Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность их нервной системы позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку неспособны в полной мере оценить изменения формы и положения движущегося автомобиля – скорость и расстояние до него. Кроме того у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Поэтому воспитывая 7 летних детей, нельзя требовать от них осознанных и четких, безопасных действий на дороге. В этом ошибка стандартного подхода к ним, как к 10 летним. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребенок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется приучать младших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперед может стоить жизни.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно – транспортного происшествия. Учащиеся должны знать какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. Вместе с тем нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во– первых это искушение рискнуть, перебегая дорогу. Во – вторых , внушение страха может сделать ребенка неуверенным и беспомощным и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться.

Преподаватель должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями. То есть постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей по улицам и дорогам с интенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, дети попадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляются стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем – либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, еще до школы ребенку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, показывать, например. Что машина не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать , что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками , замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей.