Урок-практикум по развитию читательских умений "Рассказ В.Бианки "Неслышимка"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (107,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.

Задачи:

  • Формировать культуру чтения через умение ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию.
  • Развивать речь учащихся, используя технологию критического мышления, через чтение и письмо.
  • Воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому; умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование: Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение” (В одном счастливом детстве), Рабочая тетрадь к учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Литературное чтение”3 класс; распечатка таблицы для заполнения на каждую “четвертку” детей; аудиозапись “Хор рассвета”.

Ход урока

Этап урока Деятельность педагога Деятельность детей УУД
1 этап до чтения

стадия вызова.

1. Сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки “Неслышимка” (слайд 1)

Но для начала, расскажите мне, кто такой Виталий Бианки? (слайд 2)

1. Заслушивание сообщения одного ребёнка о писателе-натуралисте В.Бианки.

Писатель-натуралист, который жил наедине с природой, он понимал и чувствовал её.

- самостоятельно формулировать цели и тему урока;

- вычитывать все виды текстовой информации;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст - иллюстрация, таблица, схему)

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

- задавать вопросы.

2. Прогнозирование текста по иллюстрации, названию, имени автора. Посмотрите на иллюстрацию (стр. 102 учебника), название текста и скажите, о чем или о ком будем читать? 2. – Я считаю, что мы будем читать о природе, о птичке.
3. - Я для вас приготовила вопросы, слова, которые будут встречаться в тексте по ходу чтения. (слайд 3)

Заполните колонку в таблице “Хочу знать”, которая лежит у вас на партах. Что вы знаете об этом:

а) неслышимка

3. Объединившись в “четвёртки” дети заполняют таблицу. (Приложение 1)

а) - Кто такая неслышимка птица или животное?

- Где её встретил автор?

- В какое время года?

- Кто первый встретил неслышимку?

- Существует ли животное или птица в природе?

б) Включение слуха и зрения в природе

 

в) пожня

б) Что это значит?

- Кто этим занимается?

в) Что это такое (живая природа, неживая природа)

 
г) Какая бывает тишина?

д) Что такое аккомпанемент в природе

 

 

е) кузнечик

(предположения детей заносятся в таблицу (слайды 4,5,6)

г)

д) - Что это?

- Бывает ли он в природе?

- Когда бывает?

е) Кто это?

- Что я о нём знаю?

- В какой период летний или весенний кузнечик начинает стрекотать?

 
2 этап во время чтения

Реализация смысла получения новой информации.

Первичное погружение в текст

1. “Приём Инсерт” (метод активного чтения: пометки на полях)

- Прочитайте текст в учебнике, делая пометки на полях. (слайд 7)

 

 

 

 

 

3. - Ответьте на поставленные вопросы, заполняя графу таблицы “узнал”, выписывая из текста слова, словосочетания, предложение. (слайды 8-9)

1. Самостоятельное чтение по абзацам, делая пометки, обсуждение в “четвёртках”.

+ знаю,

- не знаю,

+ не понял,

? важное для меня,

V приму к сведению

3. заполнение графы таблицы “узнал”

а) это птица камышовка - сверчок, песенка – трель которой неотличимая от стрекотания крупных кузнечиков. (слайд 10)

- Автор встретил её в лесу недалеко от ручья.

- В конце мая.

- Первым неслышимку встретила внучка автора.

б) вслушиваться в звуки природы. Узнавать птиц по голосу, по полету

в) заливные луга

г) Тишина бывает “мёртвой”, “волшебной”

д) Это оркестр луга, звуки природы. (Аккомпанемент – это сопровождение пения или игры соло игрою на одном или нескольких инструментах)

е) - Это зеленое насекомое, стрекочет лапками.

- Кузнечики начинают трещать только в июле

 
Физминутка с использованием музыкального сопровождения “Хор рассвета”. (слайд11)
3 этап после чтения

Вторичное погружение в текст.

1.Найти и прочитать в тексте ответы на вопросы (стр.105 учебника)

а) какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

б) Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

- ошиблась ли девочка?

2. Найти, прочитать и подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа.

- Что нового ещё “открыли” в тексте?

1.а. с помощью внучки главный герой открыл для себя, что птичка “неслышимка” существует - камышовка – сверчок.

2. каждая группа детей находит в тексте эпизод, готовит его к пересказу.

 
4 этап

Рефлексия осмысления, рождение нового знания

Третье погружение в текст

1. Найдите и прочитайте описание птички – неслышимки.

Работа в рабочей тетради.

2. выполните задание 7 на стр.15 в рабочей тетради.

- Найдите в тексте и выпишите, с чем сравнивает автор песенку камышовки - сверчка.

1. дети находят в тексте описание на стр.105

 

2. вывод детей: со стрекотанием кузнечика

 
3. Построение Синквейна.

(даётся характеристика приёма) (слайд 12)

в первой строчке тема называется одним словом (сущ.)

вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилаг.)

третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме

последняя строчка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Охарактеризуйте птичку - неслышимку, при помощи построения Синквейна, составив небольшое стихотворение из пяти строк.

3. дети читают характеристику приема на слайде.  
4. Прочитаем СИНКВЕЙН вслух, послушаем друг друга (слайд 13) 4. Защита стихотворения.

- Неслышимка

- Горбатенькая, пугливая

- Зазвучала, распевая, испугалась, упала.

- оригинальная песенка-трель, почти неотличимая от стрекотания кузнечиков.

- камышовка.

 
Итог урока - Почему автор решил прийти ещё раз на это место, о котором говорила внучка?

 

- Какова основная идея этого произведения

- Исходя из этого урока, о чем вы расскажите родителям дома.

- Он пришёл туда не потому, что он не доверял внучке, он сделал для себя открытие, узнал, что птичка камышовка может подражать голосам насекомых

- Умение слышать и видеть прекрасное в природе

 
Домашняя работа - Во время прогулки на улице послушайте голоса птиц, а потом расскажите друг другу, что вы услышали, увидели, почувствовали. Зарисуйте.    

Приложение 1

Заполните таблицу.

Знаю Хочу знать Узнал
Неслышимка    
Включение слуха и зрения в природе    
Пожня    
Какая бывает тишина?    
Что такое аккомпанемент в природе    
Кузнечик    

Источники.

1. bvi.rusf.ru

2. http://www.rusinst.ru