Урок развития речи в 4-м вспомогательном классе по теме "Конструирование сложных предложений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • активизировать и расширять словарь через конструирование сложных предложений со словами И и А;
  • формировать умение дифференцировать сложные предложения с соединительными и разделительными союзами;
  • развивать концентрацию внимания, объём словесной памяти, мыслительную активность, долговременную зрительную память;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению: стремление научиться правильно говорить.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1.  – Какое у вас настроение?
– Как вы будите заниматься?

2. Речевой момент.
– Сейчас осень или лето?
– Осень.
– Сороки улетают на юг?
– Нет.
– Осенью какие листья?
– Красные, жёлтые, коричневые, сухие.
– После осени будет весна?
– Будет зима.
– Какой будет урок?
– Будет урок развития речи.
– Какие дежурные звуки?
– [л] – [ль]
– Хорошо говорите все звуки.

3. Фонетическая зарядка [л – ль]                                               СЛАЙД 1

А)  Прочитайте слоги

ЛА – ЛЯ
АЛА – АЛЯ

Б) Прочитайте слова

ЛАСТОЧКИ – ЛЕБЕДИ
КОСОЛАПЫЙ – КОЛЮЧИЙ

В) Дополните словосочетание

Жёлтые …
Перелётные …
Неуклюжий …

Г) Составьте простые предложения со словами:

Ласточки, косолапый, колючий

Д) на слух – Отгадайте загадку:

Летом серый, а зимой белый.

– Кто это?

4. Целевая установка

– Сегодня мы будем составлять сложные предложения со словами И и А.
– Что будем делать? Повторите.

II. Работа по теме урока

1. – Расшифруйте тему урока. 

Тема урока «Осень в лесу»
– Кто живёт в лесу? Давайте вспомним.

2.   Игра: «Снежный ком»  (на развитие у детей слуховой памяти)

– Назовите диких животных.

1-й ученик. – Волк
2-й ученик. – Волк, медведь.
3-й ученик. – Волк, медведь, лиса и т.д.

3. – Встаньте. Представьте, что мы с вами пришли в лес. Презентация. СЛАЙД 2
– Посмотрите внимательно. Назовите только прилагательные.
– Большой, бурый, косолапый, неуклюжий, серый, белый, колючий, серенькая, маленькая, рыжая, пушистая, дикие, перелётные, жёлтые, жёлтая, сухая, сухие, красная.
– А теперь назовите только глаголы.
– Делает, несёт, собирает, ищет, прыгает, улетают, запасают, падают, опадают, облетают, желтеют, сохнет.

4. Словарная работа

– Ребята, вы видите, как у зайца выпадает серый мех, и появляется новый белый мех. Этот процесс называется  линька. Заяц линяет. Линяют все животные, одна шерсть выпадает, вырастает новая. Летом у зайца серая шубка, а зимой белая. Какой ещё зверёк меняет цвет своей шубки?
– Белка. Летом она рыжая, а зимой серая. Белка линяет.
– Вам понравилось в осеннем лесу? Сядьте. Будем продолжать работу.

5. Конструирование сложных предложений со словами И, А. СЛАЙД 3

– Прочитайте простое предложение.

Заяц линяет.

– Прочитайте второе простое предложение.

Белка линяет.

– Соединим два простых предложения.
– Какое слово поставим между ними И или А?
– Поставим слово И.
– Почему И?
– Одинаковые глаголы.
– Как оформляем сложное предложение?
– Что ставим перед словом И?
– Ставим запятую.
– Второе простое предложение пишем с маленькой буквы
– Что ставим в конце предложения?
– Точку.
– Прочитайте сложное предложение со словом И.

 Заяц линяет, и белка линяет.

СЛАЙД 4

– Прочитайте простое предложение.

Белка рыжая.

– Прочитайте второе простое предложение

Заяц серый.

– Соединяем два простых предложения. Какое слово поставим между ними И или А?
– Поставим слово А.
– Почему слово А?
– Разные прилагательные.
– Оформляем сложное предложение, как и в первом случае: перед словом А что ставим?
– Ставим запятую.
– С какой буквы пишем второе простое предложение?
– С маленькой буквы.
– В конце предложения ставим что?
– Точку.
– Прочитайте сложное предложение со словом А.

Белка рыжая, а заяц белый.

6. Физминутка

– Снимите наушники. Встаньте. Это берёза.

Дети медленно кружатся со словами:

Листопад, листопад.
Листья жёлтые летят.

– Это клён.

Листопад, листопад.
Листья красные летят.

7. Упражнение на развитие кратковременной и долговременной зрительной памяти и мыслительной активности.

(На доске картинки с изображением диких животных)

– Кто это? Назовите по порядку.
– Белка, лиса, заяц, медведь, собака, ёж.
– Кто из них «лишний»?
– Собака лишняя.
– Почему?
– Собака домашнее животное, а остальные – дикие животные.

(Перевернуть картинки тыльной стороной)

– Назовите животных в той же последовательности.

(Дети называют животных)

– Хорошо запомните, кто первый, второй и т.д.

8. Работа с деформированным предложением.

– Прочитайте слова:

– Составьте из них сложное предложение.

Наступила осень, и птицы улетели на юг.

– Почему здесь слово И, а не А?
– Нет противопоставления, сначала наступила, а потом – улетели.

9. Разминка для пальцев рук: «Замочек», «Пальчики здороваются»

Упражнения для глаз: «Часики», «Восьмёрка»

10.  Работа в тетради.

– Запишите в тетради составленное предложение, следите за правильным оформлением. Начертите на доске схему предложения.

– Прочитайте сложное предложение по схеме.

Наступила осень, и птицы улетели на юг.

11. Составление сложных предложений со словами И или А из двух простых предложений.

– К простому предложению из левого столбика подберите  подходящее по смыслу предложение из правого столбика и составьте сложное предложение со словами И или А.
– Запишите эти предложения в тетрадь.

Медведь бурый.                                                  Пошёл дождь.
Дикие утки улетели на юг.                               Белка осенью линяет.
Набежала чёрная туча.                                   Трава жёлтая.
Заяц осенью линяет.                                         Ёжик зимой спит.
Осенью листья желтеют.                              Белка рыжая.

Проверка – фронтальный опрос

12. Физминутка. (А. Барто. «Звериная зарядка». Сопровождение стихотворного текста имитационными движениями, отражающими характер слов и фраз)

Раз – прыжок,
Два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинает всё с начала!

13. Прочитать текст. Вставить в круги слова А или И.

Заяц и кролик

14. Составить сложные предложения, придумав их начало или конец.

А)  __________, и ласточки улетели на юг.
___________ , а зимой заяц белый.
___________ , а белка собирает орехи.

Б) Наступила осень, и _________ .
У медведя густая шерсть, а _________ .
Летом трава зелёная, а __________ .

15. Физминутка «Солнце и дождик»

16. Составить сложные предложения со словами И или А. «Кто где живёт?» записать в тетради.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

Например: Белка живёт в дупле, а волк живёт в норе.

17. Развитие долговременной зрительной памяти.

– Вспомните и назовите животных. Кто был первый, второй, третий? И т.д.

III. Итог урока

– Что мы делали на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Вам было интересно?
– Вы научились составлять сложные предложения со словами И, А?
– Вы – молодцы! Какое у вас настроение?

Оценки.

Домашнее задание: придумать и записать сложные предложения со словом А, используя пару слов осенью – зимой.

Приложение 1

Приложение 2