План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Простые механизмы. КПД". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Базовый учебник: Пёрышкин А.В. Физика 7 класс/

Цель урока: учащиеся должны иметь общие понятия о простых механизмах, о полной работе, о полезной работе, о кпд; научиться определять кпд простого механизма; правильно трактовать физический смысл кпд; решать задачи, связывающие физические величины (кпд, работа).

Задачи:

– Обучающие: создать условия для осмысления понятий полная работа, полезная работа, кпд простых механизмов, актуализировать личный опыт учащихся связанный с использованием простых механизмов.

– Развивающие: обеспечить условия для формирования умений планировать, анализировать, делать выводы, основываясь на этапах научного познания; умения решать задачи по алгоритму; обеспечить условия для формирования коммуникативных умений; на этапе выдвижения гипотез развивать устную речь; умения работать с приборами; создание условий для самоконтроля и самооценки.

– Воспитательные: содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости окружающего мира, формированию культуры умственного труда; пробудить интерес к самостоятельному решению задач урока, к активности; побудить учащихся выразить своё мнение о достижении цели урока, прививать навыки работы в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Оборудование для учащихся: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, измерительная лента, трибометр с бруском и катком.

Таблица 1.

Структура и ход урока.

Этап урока Название используемых ЭОР, гиперссылка Деятельность учителя Деятельность ученика Время

(мин.)

1 2 3 4 5 6
1 Организационный момент.

Задача: создать благоприятный психологический настрой.

  Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Занимают рабочие места. 1
2 Актуализация личностного опыта учащихся Задача: выявление имеющегося опыта.   Учащиеся выполняют тестовые задания с самопроверкой (Приложение 1). Дети самостоятельно работают в течение отведённого времени с материалом теста. 5
3 Самопроверка. Задача: Оценить работу по предложенной шкале.   Проверяет получение оценки визуально, либо в конце урока Задают вопросы по заданиям, вызвавшим затруднение. 1
4 Мотивационно целевой.

Задача: Обосновать значимость рассматриваемых вопросов посредством задаваемых вопросов.

  “Сегодня на уроке мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Поможем друг другу. Работаем в парах. Недаром народная мудрость гласит: “Ум – хорошо, а два – лучше!” Как будем работать? Расшифруем слово – идеал” Учитель поясняет, чем будут заниматься на уроке, воздействует на эмоциональную сферу учащихся. Предлагают свои варианты расшифровки:

И – интересно

Д – дружно

Е – едино

А – активно

Л – легко

Работают индивидуально, потом в парах.

1
4.1 Определение темы урока.

Задача:

Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи.

  Продолжает разговор с учащимися: “Человек несёт воду домой. Полезная работа – работа по доставке воды. Полная работа – работа, которую совершает человек при этом. Что больше: полная или полезная работа? Почему? Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? Помогает правильно сформулировать тему урока. Делают вывод о том, что полная работа больше, полезной. При доставке воды, необходимо кроме работы по перемещению воды (полезной работы) совершить работу по перемещению сосуда и работу по перемещению тела человека. Определяют тему урока. Предлагают разные варианты. Записывают тему урока в тетрадь. 1–2
4.2 Целеполагание.

Задача:

Сформулировать основные цели и задачи урока.

  Продолжает разговор с учащимися: “На практике совершенная с помощью механизма полная работа всегда несколько больше полезной работы. А как вы думаете, каковы цели и задачи нашего исследования на уроке?” Могут высказывать собственное мнение в микрогруппах. Формулируют цели и задачи урока с помощью учителя. 2
5 Организационно-деятельностный

Задача:

Формирование понятия “КПД”.

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117058/?interface=pupil&class=49&subject=30

 

 

 

 

2.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ffb3b711-8f44-408c-aea4-a29842431067/110236/

Помогает учащимся составить план исследования. Предлагает с помощью интерактивной модели сделать вывод о соотношении полезной и полной работы в идеальных условиях (не учитывая трение, вес механизма и т.д.), (1,сцена 1).

А на практике, в реальной жизни, каково соотношение между полной и полезной работой? Демонстрирует интерактивные модели для рычага, наклонной плоскости, блока (1,сцены 3, 4, 5).

Помогает сформулировать общий вывод: какой бы механизм мы ни взяли, полезная работа всегда составляет лишь часть полной работы (1,сцена 6).

Ап< Аз , или < 1.

Вводит понятие КПД (1,сцена 7). Просит задавать вопросы из плана изучения физической величины и отвечает на них.

Может ли КПД простого механизма быть больше 100% ? (2, иллюстрация).

Работают индивидуально и в парах, составляют план исследования: выяснить соотношение между Аз и Ап в ид. условиях, а затем в реальных для разных механизмов. Просматривают интерактивные модели и записывают выводы в тетрадь, с учётом расхода части полезной работы на трение, на перемещение механизма.

Обсуждают, формулируют и записывают общий вывод.

 

 

 

Записывают конспект в тетрадь, задают вопросы.

Смотрят иллюстрацию и готовят ответ по ней.

15
5.1

 

 

 

 

 

 

 

5.2

 

 

 

5.3

Отработка понятия “КПД” при решении задач

 

 

 

 

 

 

Развитие навыков проведения эксперимента, умений планировать, анализировать, делать выводы, основываясь на этапах научного познания.

Отработка умения решать задачи по алгоритму

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117058/?interface=pupil&class=49&subject=30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вопросы для самоконтроля (1,сцена В).

2. Заполнение таблицы расчетных задач, где по двум известным величинам найти третью величину (Приложение 2). Помогает выполнить задание учащимся, которые затрудняются, проверяет правильность заполнения таблицы.

Предлагает группам приступить к выполнению практической части урока.

3.Экспериментальная задача: определите кпд наклонной плоскости. Помогает выполнить задание и сделать вывод.

4. Решение расчётной задачи на отработку формулы: ὴ = 100%

На коротком плече рычага подвешен груз массой 100 кг. Для его подъёма к длинному плечу приложили силу 250 Н. Груз подняли на высоту h1= 0.08 м, при этом точка приложения движущей силы опустилась на h2 = 0,4м. Найти кпд рычага. С помощью ЭОР организует проверку решения задачи (1, сцена 8).

Выполняют задания теста с самопроверкой

Работают индивидуально, потом в парах, высказывают собственное мнение, опираясь на жизненный опыт.

Учащиеся отрабатывают умение пользоваться формулой

ὴ = 100%

Работают в группах, обдумывая, как выполнить экспериментальную задачу, составляют план действий, проводят необходимые измерения, вычисления.

Учащиеся формулируют алгоритм для решения расчетных задач. Работают индивидуально, в парах и группах. Анализируют ситуацию, предлагают свои версии решения задачи.

Могут высказывать собственное мнение в группах, опираясь на практический опыт.

16
6 Рефлексивно-оценочный.

Задача: Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала учащимися. Коррекция знаний

3.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117058/?interface=pupil&class=49&subject=30 Демонстрирует интерактивное задание (3).

Просит подвести итог урока по плану:

1. Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…

2. Для себя я сделал следующее открытие…..

Просит определить, достигнуты ли цели урока. “На картине изображен букет наших знаний. Уходя с урока, закрепите самоклеющиеся листки в соответствующую часть букета на картине. Оцените уровень полученных знаний на уроке.

Выполняют задания теста с самопроверкой.

По цепочке в группах отвечают на вопросы, анализируя свою деятельность.

На листке ставят против целей один из знаков:

“+” , если цели достигнуты;

“±”, если цели достигнуты частично;

“–”, если цели не достигнуты.

2
7 Домашнее задание.   § 61 учебника.

№ 790, 792. В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. Сборник задач по физике,– М: Просвещение, 2006.

Учитель поясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание,

уходя с урока. Закрепляют самоклеющиеся листочки на нарисованные цветы.

1–2

Характеристика используемых на данном уроке ЭОР отражена в приложении 3.