Урок русского языка по теме "Русский язык как…". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные:

  1. формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  2. повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи.

Воспитательные:

  1. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала.
  2. Формирование способности к диалогу, воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Основные методы:

  • эвристическая беседа;
  • коммуникативный;
  • частично - поисковый.

Оборудование: тексты известных русских поэтов о языке, портреты И.А. Бунина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета, В. И. Даль “Словарь живого великорусского языка” Ожегов С.И. “Толковый словарь”, Этимологический словарь, тексты стихотворений И. А. Бунина, .А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, А.А. Фета, медиапроектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент. (Презентация. Слайд 1)

...человек чрез слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ;
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
Г.Р. Державин

Учитель: Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф. О чем мы будем говорить на уроке?

Ученики: На уроке мы будем говорить о слове, о функциях языка и речи, проследим их в текстах известных русских поэтов.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Работа по группам: I группа - теоретики, II группа – практики (исследователи).

Учитель: Что такое слово?

Теоретики: Слово – единица языка, служащая для названия отдельного понятия.

Слово – наиболее конкретная единица языка.

Слово – исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства, дар говорить. (Слайд 2)

Анализ стихотворений И.А. Бунина “В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…”, “Родник” (В глуши лесной, в глуши зелёной…)

1. Работа с текстом стихотворения “В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…”. (Слайд 3)

Индивидуальная работа со “Словарём живого великорусского языка” В. И. Даля:

голубец – могильный памятник, срубом, с крышей, будкой, домиком; зовут так и всякий памятник, особенно крест с кровелькой; корец – корчик – ковш для черпания воды, кваса.

Учитель: Как называются эти слова? (Слайд 4)

Теоретики: Эти слова называются диалектными. Они употребляются жителями той или иной местности.

Составление синквейна (“смыслового треугольника”). (Слайд 5)

Учитель: Нужно сконцентрировать содержание анализируемого текста до нескольких наиболее важных слов:.

сущ.
прил. прил.
глаг. глаг. глаг.
предложение

Практики:

родник
живой звонкий
не люблю люблю любуюсь
Родник – символ святой и вечной Руси

Работа с текстом стихотворения И.А. Бунина “Родник”. (Слайд 6)

Составление “ассоциативного дерева” (кл`астер ) слова родник . (Слайд 7)

Учитель: Поместим в центре поля слово родник, рядом его синонимы ключ и источник, а от них все приобретаемые в контекстах “приращения” смысла и символические значения.

Учитель: Чем больше ассоциаций вызывает у вас слово, чем больше ассоциаций с другими словами и понятиями вы сможете установить, тем глубже вы постигаете текст, в котором “живёт”, находится это слово. Ведь слово – очень значимая единица языка. Слово – это основа языка и речи.

III . Этап усвоения и закрепления знаний.

Учитель: Что такое язык? Что такое речь? Как связаны между собой эти понятия? В каких случаях термины “язык” и “речь” выступают как синонимы?

Теоретики: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Речь – способность говорить, говорение. Эти понятия связаны между собой, они могут выступать как синонимы: одно из значений слова язык – речь, способность говорить, а одно из значений слова речь – это звучащий язык.

Учитель: Какую функцию выполняет язык в человеческом обществе?

Теоретики: Язык служит для общения друг с другом, является средством связи между людьми, то есть выполняет коммуникативную функцию. (Слайд 8)

Учитель: Обратите внимание на этимологию слова коммуникация

Индивидуальная работа с этимологическим, толковым словарями.

Теоретики: Слово коммуникация произошло от французского communication (< лат. communication “ сообщение., передача”). Одно из значений слова коммуникация – сообщение, общение. Язык также является средством сообщения информации, поэтому язык выполняет информативную функцию.

Учитель: Да, это важнейшие функции языка, однако “ работа” языка в обществе заключается не только в том, что при его помощи люди передают друг другу различные сведения. .(Слайд 9) Известно большое количество стихотворений, прозаических произведений, различных высказываний, посвящённых русскому языку. Сегодня мы обратимся к поэтическим текстам, авторы которых размышляют о роли языка в жизни человека и общества.

Работа с текстом стихотворения И. А. Бунина “Слово”, 1915. (Слайд 10)

Учитель: Обратимся к цитате, которая стала темой сегодняшнего урока. Кому принадлежат эти слова ?

Практики: Эти слова из стихотворения И. А. Бунина “Слово”.

Учитель: Почему Бунин назвал речь “даром бессмертным”? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в стихотворении “Слово”.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение И. А.Бунина “Слово”.)

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Стихотворение И. А. Бунина посвящено слову.

Учитель: Какие понятия противопоставляются в первой строфе?

Практики: В первой строфе противопоставляются понятия жизнь – смерть.

Учитель: Какие образы ассоциируются с понятием смерти?

Практики: С понятием смерти ассоциируются следующие образы: гробницы, мумии, кости, древняя тьма, мировой погост, дни злобы и страданья.

Учитель: А какие образы ассоциируются с понятием жизни?

Практики: С понятием жизни ассоциируются образы: слово, письмена, достоянье, дар бессмертный – речь.

Учитель: Какая функция языка здесь подразумевается, осмысливается автором?

Практики: Язык является хранителем культурно-исторической памяти человечества. В стихотворении Бунин говорит о том, что всё, составлявшее материальный мир, умерло.

Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Недаром поэт пишет слово Письмена с заглавной буквы. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Сберечь язык означает для И. Бунина сохранить историческую память народа.

Работа с текстом стихотворения А.А. Ахматовой “Мужество”, 1942 г. (Слайд 11)

Учитель: Мысль о том, что в годы народных бедствий нужно постараться сберечь язык, звучит в стихотворении А. А. Ахматовой “Мужество”, написанном в феврале 1942 года, когда страна вела тяжёлую войну с фашистскими захватчиками.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Ахматовой “Мужество”.)

Учитель: О чём это стихотворение?

Практики: Это стихотворение тоже о великом русском слове, о русской речи.

Учитель: Какова интонация стихотворения?

Практики: Интонация стихотворения торжественная.

Учитель: Как автор достигает в стихотворении торжественной интонации?

Практики: Автор в стихотворении создаёт торжественную интонацию, используя различные средства речевой выразительности (лексические повторы: час мужества – мужество, русская речь – русское слово; синтаксический параллелизм: Не страшно под пулями мёртвыми лечь,/ Не горько остаться без крова ..., полисиндетон: И внукам дадим, и от плена спасём … и др.). При помощи этих средств экспрессии передаётся оценка. Родной язык будет сохранён и передан внукам.

Учитель: Почему А. А. Ахматова считает, что должно быть передано именно такое наследство, - разве не важнее сохранить для последующих поколений “кров”, да и вообще материальные ценности? И почему язык будет спасён от плена?

Практики: Спасти от пленения можно человека, но не слово.

Учитель: Совершенно верно, но какой необычный образ возникает в стихотворении?

Практики: В стихотворении, с одной стороны, слово – это именно русский язык, а с другой – слово выступает своеобразным метонимическим обозначением народа.

Учитель: Какой приём в художественной речи мы называем метонимией?

Теоретики: Метонимия – замена одного слова другим на основании смежности двух предметов, понятий. Например: город шумел – шумели люди на улицах города. Такой перенос возможен, потому что все эти люди – жители города. (Слайд 12)

Практики: Анна Андреевна Ахматова тоже использует этот приём. Сохранить великое русское слово означает для Ахматовой сохранить саму нацию, поскольку язык выступает здесь как символ нации.

Учитель: Мы уже раньше говорили об этой функции языка, учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.

Работа с текстом стихотворения А.А. Фета “Я пришёл к тебе с приветом…”

Учитель: Мы с вами отметили, что язык является не только средством непосредственного общения, но и средством хранения и передачи культурно-исторической информации, фактором, способствующим сохранению этнической самобытности. Однако и в повседневной жизни роль языка не исчерпывается одной только передачей информации.

В стихотворении “Я пришёл к тебе с приветом…” лирический герой А. Фета обращается к возлюбленной. (Слайд 13)

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение А. А. Фета “Я пришёл к тебе с приветом …” ).

Учитель: Можно ли считать, что главной целью слова лирического героя является сообщение, передача адресату информации (например, о том, какие изменения произошли в природе)?

Практики: Нет, нам понятно, что говорящий повествует не о внешнем мире, а о своём внутреннем состоянии, чувствах, эмоциях.

Учитель: Какая функция языка реализована в этом стихотворении?

Практики: В этом поэтическом тексте реализована экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.

Учитель: Что такое экспрессивность?

Теоретики: Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций. (Слайд 14)

Учитель: В языке существует богатый арсенал средств, предназначенных именно для выполнения экспрессивной функции. Что помогает автору текста передать состояние взволнованности, эмоциональной приподнятости, восторга?

Практики: Экспрессивность тексту придают лексические повторы (лес проснулся – весь проснулся, веткой каждой – каждой птицей); параллельные конструкции, акцентированные анафорой (Рассказать, что солнце встало, / Рассказать, что лес проснулся, / Рассказать, что с той же страстью, как вчера, пришёл я снова, / Рассказать, что отовсюду на меня весельем веет /; использование лексики, обозначающей эмоциональное состояние (страсть, счастье, веселье, песня ).

Работа с текстом стихотворения М.И. Цветаевой “Диалог Гамлета с совестью”.

Учитель: В стихотворении М. И. Цветаевой передаётся не совсем обычная беседа.

(Подготовленный ученик выразительно читает стихотворение М. И. Цветаевой “Диалог Гамлета с совестью”.) (Слайд 15)

Учитель: Что такое параллелизм?

Теоретики: Параллелизм (от греческого – рядом идущий) – одинаковое синтаксическое построение соседских предложений или отрезков речи.

Учитель: Что такое анафора?

Теоретики: Анафора (греч. anaphora – “вынесение вверх”) – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (здесь повторение одних и тех же слов – анафора лексическая, бывает звуковая (повторение одних и тех же сочетаний звуков), бывает морфемная (повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов), например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня. (Слайд 16)

Учитель: В чём необычность этого разговора?

Практики: Необычность разговора заключается в том, что герой беседует сам с собой, поскольку совесть – это одно из проявлений внутреннего мира человека.

Учитель: Стихотворение М. И. Цветаевой представлено в форме диалога. Как вы думаете, почему?

Практики: Форма диалога передаёт внутренние сомнения, спор с самим собой. Реплики совести отражают нравственные мучения Гамлета, который скорбит об утрате и обвиняет себя в смерти Офелии – обвиняет в том, что недостаточно любил. Реплики “самого” Гамлета свидетельствуют о подсознательном стремлении оправдать себя – тем, что всё-таки любил. Напряжённость спора акцентируется союзами противопоставления (но, всё ж), повторами (повторяется начало реплик ).

Учитель: Какие реплики говорят о смятении чувств Гамлета?

Практики: О смятении чувств Гамлета говорят реплики, которые настойчиво повторяются (Но я её любил), но становятся всё короче, а также двойной вопросительный знак в конце выражает недоумение Гамлета, любил ли он Офелию по-настоящему.

Учитель: Такой внутренний диалог, анализ собственных чувств и мыслей (рефлексия ) есть проявление духовной жизни человека и, по мнению психологов, средство самосовершенствования личности. (Слайд 16)

Таким образом, речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии. А как же называется функция языка и речи, реализуемая в этом тексте?

Практики: Функция языка и речи, реализуемая в стихотворении М. И. Цветаевой “Диалог Гамлета с совестью”, называется рефлексивной.

IV. Этап закрепления новых знаний.

Обобщение итогов наблюдений в виде таблицы “Функции языка и речи”, в которой раскрывается сущность названных на уроке функций. (Слайд 17)

Функции языка и речи
Коммуникативная функция Язык – средство связи между людьми
Информативная функция Язык – средство сообщения информации
Культурно-историческая функция Язык – хранитель исторической памяти народа
Этническая функция Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности
Экспрессивная функция Язык служит для передачи чувств и эмоций
Рефлексивная функция Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии

Рефлексия. “Заверши тезис”. (Слайд 18)

Сегодня на уроке я узнала…
Самым интересным для меня было …
Для себя я возьму …

V. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание: написать сочинение в жанре эссе “Русские поэты о слове”

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Учитель: (Слайд 19)

Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!”

Приложение.