Знакомство детей с задержкой психического развития и синдромом Дауна с оборудованием сенсорной комнаты

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Ознакомление детей с оборудованием “Снузлин” проходит при свете лампы “дневного света”,т.к. опыт показал, что многие дети пугаются нового темного помещения с ярким источником света в глубине комнаты. Занятия по ознакомлению проходят в разных возрастных группах по-разному. Детей до 1,6-2 лет знакомим с оборудованием индивидуально. Детей более старшего возраста объединяем в подгруппы по 2-3 человека.

Приводим детей в комнату, которая находится в нерабочем состоянии, и даем осмотреться: походить по специальному коврику, потрогать мягкие покрытия, позаниматься с сенсорными мячами и кольцами. Уже в присутствии ребенка тихо включаем мелодичную музыку. Некоторым детям, чтобы освоится требуется 2-3 посещения.

Когда ребенок немного освоился включаем одну из панелей, даем ребенку рассмотреть ее, потрогать и только после этого показываем способы действия с ней. Обязательно находимся рядом с ребенком, чтобы в случае необходимости помочь ему, ободрить и поддержать если что-то не получается, похвалить и др.

Занятие по ознакомлению с оборудованием сенсорной комнаты. “Труба с пузырьками и цветными шариками”.

Цель:

  • Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты: “Труба с пузырьками и цветными шариками”.
  • Развивать зрительные, слуховые и тактильные ощущения.
  • Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым.

Словарь: труба, труба с пузырьками, труба с шариками.

Оборудование: труба с пузырьками и цветными шариками; валики, подушки.

Предварительная работа: Включаем “трубу” для нагрева за 15 минут до занятия.

Ход занятия

Помогаю ребенку удобно расположиться около трубы с пузырьками и цветными шариками. Обращаю его внимание на передвижение цветных шариков и пузырьков.

- Посмотри. Пузырьки и шарики движутся снизу вверх (показываю).

Предлагаю ему сначала показать движения пузырьков и шариков рукой, а затем прошу, чтобы он одними глазами проследил за группой пузырьков и шариком определенного цвета.

Помогаю ребенку с помощью вопросов:

- Покажи. Где пузырьки?

- Где шарики?

- Какого они цвета?

- Откуда появляются пузырьки и шарики?

- Понаблюдай за пузырьками, что с ними происходит? (поднимаются снизу вверх и лопаются).

- Понаблюдай за шариками, что происходит с ними? (снизу поднимаются вверх, а затем медленно опускаются вниз).

После этого прошу ребенка прижаться лицом и руками, всем телом к трубе.

- Что ты чувствуешь? (Труба несильно вибрирует).

В конце занятия даю положительную оценку действиям ребенка.

“Ознакомление с панелью “Огненное колесо””.

Цель:

  • Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты: “Огненное колесоучить различать основные цвета.
  • Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым.

Словарь: “паучок”, “домик”.

Оборудование: Панель“Огненное колесо”, подушки

Ход занятия

Привлекаем внимание ребенка к неработающей панели.

- Посмотри какой домик! А кто в этом домике живет? Давай с тобой посмотрим!

Включаем панель “огненное колесо” в неподвижном световом режиме.

- Кто это? (“паучок”).

Удобно устраиваем ребенка около панели на матах. Трогаю “паучка”.

- Потрогай. Какой он яркий, какие у него разноцветные лапки. Какого цвета эта лапка? А эта?

Показываю ребенку лапки. Если ребенок затрудняется назвать цвет или не знает, называем его сами. Предлагаем ребенку повторить за нами название цвета.

- Как много у него ножек. Давай с тобой посчитаем. Одна, две, три…много.

Ребенок показывает на лапку и мы вместе считаем.

- “Паучку” грустно. Давай мы с ним поиграем. Он будет убегать , а мы его будем ловить!

Переключаю панель на медленное движение.

- “Паучок” убегает, лови его.

Переключаю панель на быстрый режим.

- Лови паучка, а то убежит!

Переключаю панель на неподвижный режим.

- Молодец! Поймал паучка! Паучок набегался - устал. И Вовочка устал.

- Давай паучку в домике свет выключим - пусть поспит.

Выключаю панель. Хвалю еще раз ребенка, что он так хорошо играл(занимался).

/Если знакомим с панелью ребенка старше 2 лет, сразу даем понятие “панель”, “колесо”, “огненное колесо”. В процессе занятия закрепляем цвета. Показываем способы действия с сенсорным управлением.

Ознакомление с интерактивной световолоконной панелью “Фонтан”.

Цель:

  • Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты : световолоконная панель “Фонтан”.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Продолжать учить различать основные цвета.
  • Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым.

Словарь: “панель”, “фонтан”.

Оборудование: панель “фонтан”, валики, подушки.

Ход занятия

Помогаем ребенку комфортно устроиться на расстоянии 1,5-2 м от панели и предлагаем ему понаблюдать за разнообразными светоцветовыми переливами (не менее 2-х минут ) .

- Это фонтан. Посмотри как он переливается всеми цветами радуги, и красный, и желтый, зеленый и т.д.

Показываем детям откуда начинает идти светоцветовой поток (снизу) и проводим рукой по ходу движения света (снизу - направо, снизу - налево) .

- Посмотри. Свет фонтана начинается внизу, поднимается наверх и падает вниз. А теперь, ты, покажи как работает фонтан.

Предлагаем ребенку самому , следуя за потоком света, рукой провести по панели, имитируя фонтан.

- А сейчас, давай с тобой вместе будем рукой проводить по фонтану и называть цвет в который он окрашивается.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим со способом управления панелью, подключив интерактивный переключатель, что способствует тренировке зрительно-моторной координации.

Закрепляем такие понятия как “панель”, “фонтан”.

(Старшим детям можно сказать, что после такой тренировки глаз, они будут лучше видеть).

Панель “Искрящийся ковер”.

Цель:

  • Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты: панель “Искрящийся ковер”.
  • Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым.

Словарь: “панель”, “звездное небо”, “звезды”.

Оборудование: Панель “Искрящийся ковер”, подушки

Ход занятия

Включаем панель и привлекаем к ней внимание ребенка. Показываем способ действия с ней. Сначала взрослый, а затем и ребенок проводят рукой по панели. На ощупь она бархатная теплая мягкая с вкраплением мелких переливающихся, чуть колючих на ощупь “звездочек”. Взрослый интересуется ощущениями ребенка и говорит о своих. После этого взрослый и ребенок отходят от панели и удобно устраиваются недалеко от нее. Интересуемся, на что похожа панель (Н-р: “звездное небо”).

С детьми старшего возраста придумываем игровые ситуации, в которых одно из главных мест занимает панель

Н-р: “Мы летим на ракете”.

“Водопад” из светооптических волокон с подсветкой”.

Цель:

  • Познакомить с оборудованием сенсорной комнаты: “Водопад” из светооптических волокон.
  • Воспитывать умение взаимодействовать со взрослым.

Словарь: “панель”, “водопад”, “переливается”.

Оборудование: “Водопад”, подушки, валики.

Ход занятия

Привлекаем внимание ребенка к “Водопаду” и показываем возможные способы действия: взять в руки волокна, обматывать их вокруг тела, лежать на них, подносить к глазам, брать в рот, плести косы и т.д.

Даем ребенку поиграть с волокнами, действуя по показу взрослого или изобретая новые способы действия с ними.

Закрепляем такие слова как “водопад”, “меняет цвет”, “переливается”и др.