Урок информатики и ИКТ по теме "Измерение объема информации". 8-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Обобщение и систематизация знаний по теме: “Измерение объёма информации”.
  • Формирование практических навыков нахождения количества информации, используя алфавитный подход к измерению информации.

Задачи урока:

Учебная:

  • Обобщение и систематизация знаний.

Развивающая:

  • Развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
  • Формирование информационной компетентности.

Воспитательная:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: 1 часть урока – фронтальная, 2 часть урока – индивидуальная.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютерный класс, с локальной сетью;
  • операционная система Windows XP, пакет Microsoft Office;
  • проектор и интерактивная доска.

Дидактический материал:

  • Презентация.ppt;
  • Информатика и Икт: рабочая тетрадь для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.
  • Практические задания для закрепления материала: Приложение1.xls, Приложение2.xls.

Литература:

- Информатика и Икт: учебник для 8 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

До урока:

  • Знать суть алфавитного подхода к измерению информации;
  • Знать формулу, связывающую информационный вес символа и мощность алфавита;
  • Знать формулу, по которой вычисляется информационный объем сообщения;
  • Знать единицы измерения информации.

После урока:

  • Уметь решать задачи с помощью алфавитного подхода к измерению информации;
  • Уметь переводить величины из одной единицы измерения в другую.

План урока

Этапы урока Мин.
1. Организационный момент 2
2. Актуализация знаний 10
3. Коллективное решение задач 10
4. Самостоятельное решение задачи 5
5. Закрепление, практическая работа на компьютере 15
6. Подведение итогов урока, запись дом.задания 3

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Ученики: (отвечают и настраиваются на работу)

2. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что в любом сообщении, которое мы получили, содержится какое-то количество информации. Узнали, что существует алфавитный подход к определению информационного объема сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Поговорили о том, что количество информации в сообщении зависит от количества символов в этом сообщении и от информационного веса символа, а информационный вес символа зависит от мощности алфавита, при помощи которого составлено это сообщение.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по этой теме и отработаем навыки решения задач на измерения количества информации при алфавитном подходе.

Но прежде чем мы начнем решение задач, давайте повторим основные определения и формулы, которые нам будут необходимы сегодня. Каждый из вас должен будет ответить на вопрос, номер которого он выберет сам.

Ученики: выбирают номер вопроса слайд 1 и отвечают на него. Если учащийся не может ответить на вопрос, то ему помогают другие учащиеся. Данный вариант опроса позволяет быстро проверить знание учащихся по пройденному материалу. 9 вопрос “Кот в мешке”, здесь вопрос скрыт, это может быть как легкий вопрос, так и сложный. Ученик может оставить этот вопрос себе и отвечать на него, в случае правильного ответа получает 5 за урок, в случае неправильного – 2. Или отдать однокласснику, тот в свою очередь может получить, как 5 за урок, так и 2. Эта методика позволяет проверить сплоченность коллектива, ответственность, смелость и решимость ученика, которому достался вопрос.

Вопросы (слайд 2-13):

  1. Какая формула связывает информационный вес символа и мощность алфавита?
  2. По какой формуле можно вычислить информационный объем сообщения?
  3. Что означают величины в формулах I, N, i, K.
  4. Что такое алфавит и мощность алфавита?
  5. Назовите единицы измерения информации?
  6. К - эта величина означает...
  7. I - эта величина означает...
  8. Назовите единицы измерения информации от байта до Пбайт...
  9. Вопрос “Кот в мешке”: Сколько в одном байте бит?
  10. Найдите ошибку “Байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт, Пбайт, Тбайт”.
  11. Если мощность алфавита равна 8, то чему будет равен информационный вес символа?
  12. Если количество символов в сообщении равно 10, а информационный вес символа равен 3 битам, то чему будет равен информационный объем всего сообщения?

Решение задач

Учитель: Итак, мы повторили с вами формулы, величины, единицы измерения информации. Мы продолжаем тему “Измерение информации” и сегодня решим несколько задач на определение количества информации.

Ученики: Запись даты и темы в тетрадях

Учитель: Решим задачу №1 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.

Задача 1.

Сообщение, записанное буквами из 64-символьного алфавита, содержит 20 символов. Какой объем информации оно несет?

Дано:

N=64 символа

К=20 символов

Решение:

I=K*i, i-?

N=2i? 64=2i? i = 6 бит

I=20* 6=120 бит 8=15 байт

I-? Ответ: Информационный объем сообщения равен 15 байт

Учитель: Решим задачу №2 (Зачитывается формулировка задачи слайд 14). Кто желает попробовать решить эту задачу? (выходит ученик). Решение данной задачи совместная работа с учащимися класса. Каждый шаг в решении задачи проговаривается. Отрабатываются навыки перевода из одной единицы измерения информации.

Задача 2.

Информационное сообщение объёмом 4 Кбайт содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?

Дано:

I=4 Кбайт

К=4096 символов

Решение:

N=2i, i-?

I=K*i i=I/K

i=(4*1024*8)/4096=8 бит

N=28=256

N-? Ответ: 256 символов содержит алфавит

Учитель: Задачу №3 попробуйте решить самостоятельно в печатных рабочих тетрадях № 52. На решении задачи вам дается 3 минут. Время пошло.

Ученики: Ученики решают в тетрадях аналогичную задачу.

Учитель: Время закончилось. Какой ответ вы получили? Проверим решение данной задачи слайд 15.

Задача 3 (52).

Информационное сообщение объёмом 3 Кбайт содержит 6144 символов. Сколько символов содержит алфавит этого сообщения?

Дано:

I=3 Кбайт

К=6144 символов

Решение:

N=2i, i-?

I=K*i i=I/K

i=(3*1024*8)/6144=4 бит

N=24=16

N-? Ответ: 16 символов содержит алфавит

 Закрепление, практическая работа на компьютере.

Учитель: На главном компьютере, в папке Задания к уроку, в папке 8 Класс, в папке Измерение информации, находятся два файла Приложение1.xls, Приложение2.xls (//Teacher/Задания к уроку/8Класс/Измерение информации путь записан на доске) для четных компьютеров копируют файл Приложение2.xls, для нечетных - Приложение1.xls. В этом задании вам необходимо разгадать кроссворд по теме: “Информация и информационные процессы”. Что странного в этом кроссворде? Кроссворд проецируется на экран.

Ученики: Нет вопросов.

Учитель: Правильно. Чтобы появились вопросы, необходимо в листе “Вопросы” перевести величину из одной единицы измерения информации в другую. Если вы переводите правильно, то появляется вопрос в кроссворде. Вам надо открыть все вопросы, для того чтобы разгадать кроссворд и получить отметку за урок. Время на работу у вас 15 минут. Время пошло.

Ученики: Садятся за свои компьютеры, копирую файл в свою именную папку и приступают к работе.

Во время практической работы учитель следит за тем, у каких учеников возникают затруднения и по какой теме, консультирует по этим вопросам. Данная работа позволяет проверить и отработать у учащихся навыки перевода величин из одной единицы измерения информации в другую. А так же проверить знания теоретического материала по данной теме.

Учитель: Время закончилось. Давайте посмотрим, как вы справились с работой. Какие оценки выставил вам компьютер. Если вы безошибочно ответили на все вопросы, то это оценка “Молодец! Отлично)” - 5, при наличии одной ошибки или двух недочетов “Хорошо! Но можно было и подумать)” - 4, при наличии двух ошибок или более двух недочетов “Удовлетворительно(” - 3, больше двух и более ошибок “Очень плохо((” - 2. Выставляются отметки в журнал.

Ученики: выставляют отметки в дневник.

При наличии плохих отметок за урок, учитель дает рекомендации ученикам к следующему уроку подготовиться по данной теме и закрыть плохие отметки.

Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

Учитель: Какие цели в начали урока, мы перед собой поставили? Что нового узнали? В чем возникли у вас затруднения? Какой материал не вызвал у вас затруднений.

Ученики: отвечают.

Учитель: При работе над домашним заданием, вы еще раз повторить основные формулы, необходимые при нахождении количества информации, а так же еще раз повторите алгоритм перевода из одной единицы измерения информации в другую.

Ученики: записывают домашнее задание в дневник параграф 1.4, стр.30 № 8,9,10.

Ответы к практическому заданию на компьютере.

Вариант 1

Вариант 2