67 лет Великой Победе

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

1. Дать представление о том, что война - страшное бедствие народа.

2. Познакомить детей с героями – земляками.

3. Расширять исторические знания детей, активизировать словарь учащихся по теме.

4. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости и любви к своей Родине, прививать уважение к героическому прошлому своего народа.

Оборудование: плакат “С 67-летием Великой Победы”, газета “Советская Россия” 8 декабря 1985 г., иллюстрации из книги “Новокузнецк в солдатской шинели”. А.Б. Берлин 1995 г., фотографии героев, Фотография памятнику советскому солдату в Трептов-парке.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей.

- Какой приближается праздник?

- Как называлась эта война?

- С какого по какой год она длилась?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Все от мала до велика шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Ш. Изучение нового материала.

- 22 июня 1941 г. на нашу Родину напал злой и сильный враг - фашистская Германия. С первых минут вражеского нашествия весь советский народ поднялся на смертный бой за Родину. Долгих 1418 дней и ночей длилась война. Солдаты на передовой, подростки на заводах, колхозники в поле - каждый, как мог, приближал Победу.

Вспомни всех поименно,
Горем вспомним своим...
Это нужно НЕ мёртвым!
Это надо - живым!
Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе...
Есть великое право:
Великое право:
Забывать о себе!
Есть высокое право:

Пожелать и посметь! Стала вечною славой Мгновенная смерть.

- К сожалению, до сегодняшних дней дожили единицы тех, кто смело защищал Родину.

Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей. Низко поклонимся тем, кто не дожил до счастливого дня Победы, почтим их память минутой молчания.

(Минута молчания)

- На священную войну с захватчиками вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов.

В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 - 14 лет уже осознали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, осознали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Помните!
Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
Помните!

1. Вместе с мужчинами в годы войны защищали Отчизну девушки - санитарки. Они не имели при себе оружия, их боевым оружием были санитарные сумки, бинты, жгуты, носилки. Одна из таких девушек была наша землячка Bepa Соломина.

Зима 1942 г., гудит злая метель. Девушка в солдатском ватнике, старательно пишет:

“Здравствуйте, мама и Ниночка! Привет и горячий поцелуй с фронта. Сейчас ночь. Подруги спят, а я сижу. Сегодня, 16 ноября, день моего рождения. Неласковый он нынче, грозный. Недалеко, за стенкой, рвутся снаряды. И где-то с перерывами строчит пулемет. Это сейчас, ночью. А что будет днем? Он еще впереди. Представляете, мама, когда не слышно выстрелов, то кажется, будто чего-то не хватает. Фронтовая привычка. У нас одна цель - уничтожить врага, и уничтожить побыстрее!”

Это писала 5-летняя девчонка Вера Соломина. Семья проживала в г. Юрге. Вера имела сильное желание - учиться. Ездила даже в мороз, в метель в поселок Яшкино, в школу. В 1932 г. умер отец, Вера стала главой семьи. А в семье, кроме нее, трое: мать, бабушка и дочь умершей сестры. Всех четверых нужно было одеть, накормить. Вера училась и работала на шахте им. Орджоникидзе. Маленькая, щупленькая, рыжеволосая девушка, она была энергичной, настойчивой, смелой и решительной. Любое порученное ей дело выполняла тщательно, добросовестно и всегда умела добиться своей цели. Эти черты ее характера впоследствии хорошо помогли ей в ее фронтовой жизни. Было невыносимо трудно, но она не роптала на свою суровую долю. И вдруг - война...

Работая на шахте, она вместе с Марией Пушкаревой добилась открытия курсов медсестер. Держала связь с фронтовиками - новокузнечанами: вела активную переписку, собирала теплые вещи и справляла посылки на фронт.

По окончании курсов медсестер Вера получила звание сержанта медицинской службы.

В апреле 1942 г. формировалась 237-я добровольческая дивизия.

20 апреля 1942 г. Вера и с ней еще 18 девушек из Новокузнецка отправилась на фронт.

Боевое крещение Вера Соломина получила на Курско-Орловском направлении. Под свист пуль и вой снарядов Вера выносила раненых. В бою под озерами был тяжело ранен сержант. Вера сняла шинель, положила на нее воина и поползла к санитарному пункту. Сама была ранена в голову, но боль солдата была дороже своей боли. Никто не думал тогда, что Вера останется в живых. Но метр за метром Вера продолжала ползти. Выполняя воинский долг, она не щадила своей жизни. Впоследствии узнали, что спасла она земляка, горняка из Прокопьевска. За подвиг под Озерками на ее груди засиял орден Красного Знамени.

Вера доказала своей жизнью, что во время страшных народных бедствий, каким явилась война, женщина может выносить все тяготы наравне с мужчиной. В первые 6 месяцев на фронте Вера вынесла с поля боя 270 бойцов. Поэтичная, нежная, хрупкая Вера становилась суровой и несгибаемой, когда речь шла о защите Родины.

“Живем мы, мама, в красивой роще, соловьи поют каждую ночь. Погода теплая. Сады давно отцвели. Природа кругом чудесная - просто царство какое-то, и такую красоту отдавать Гитлеру?! Ни за что. Так говорят все советские воины, и мы ее не отдадим! Будем стоять до последней капли крови, до последнего дыхания. А за все разрушенное, за слезы матерей и жен, за слезы детей мы взыщем с них сто крат?”

2. В музее - мемориале КМК хранится газета “Красноармейская звезда” от 18 марта 1942 г. Она посвящена подвигу трех кузнечан: “Среди народных героев немеркнущими будут имена трех бесстрашных коммунистов-воинов, трех советских богатырей. Ивана Саввича Герасименко, Александра Семеновича Красилова и Леонида Алексеевича Черемнова. За победу над врагом они отдали самое дорогое - свою жизнь!

Во фронтовой листовке говорилось: “У реки противник построил несколько дзотов и продолжал по ночам строить новые укрепления, создавая мощный узел сопротивления.

Ликвидировать вражеское гнездо было поручено группе бойцов под командованием младшего лейтенанта Поленского.

Дождавшись темноты, 22 смельчака подошли к переднему краю обороны противника. Два немецких часовых были бесшумно сняты нашими бойцами. Передние дзоты были окружены. Борцы Арсенин, Лифанов и Селезнев забрасывают один из дзотов гранатами через двери и дымоходные трубы.

В это время немцы открыли пулеметный огонь из своих дзотов. Надо было немедленно заставить их замолчать. Трое отважных - Герасименко, Черемнов и Красилов - бегут прямо на огневые точки врага, уничтожают фашистов гранатами. На близком расстоянии в упор застрочили еще 3 вражеских пулемета. Весь взвод Поленского мог погибнуть. Отважные воины Герасименко, Черемнов и Красилов находились впереди все своих товарищей. Но гранаты уже израсходованы. Три воина приняли одно решение. Они без команды бросились на амбразуры вражеских дзотов и закрыли их своими телами. Пулеметы врага замолчали. Бойцы Поленского окружили и взорвали дзоты, уничтожив в пулеметных дзотов противника вместе с засевшими там 55 солдатами и офицерами.

Слава воинам Красной Армии Герасименко, Черемнову и Красилову!”

Вечный огонь на бульваре Героев нашего города напоминает о бессмертном подвиге наших земляков - трех богатырей земли Кузнецкой.

3. Наш земляк Николай Иванович Масалов жил в п.Тяжине. Знаменщик 220-го гвардейского полка, рискуя жизнью, спас в Берлине немецкую девочку. О его подвиге увековечен народным художником СССР Евгением Вучетичем в памятнике-монументе, воздвигнутом в Трептов-парке.

Русский солдат в плащ-палатке, небрежно накинутой на крутые плечи, в надежных кирзовых сапогах, в которых пройдены тысячи километров, гордо вскинув чубатую голову, с высоты пьедестала смотрит открыто, внимательно, далеко. Под ногами солдата обломки фашистской свастики. В правой руке его намертво зажат тяжелый меч, а на широкой ладони левой - теплым живым комочком устно устроилась маленькая девочка доверчиво и успокоено прильнувшая к груди солдата... Суровая нежность прошедшей войны. Этого солдата знает весь мир.

III. Закрепление изученного материала.

- Назовите героев, в честь которых названы улицы?

- Какую роль на фронте выполняла Вера Соломина.

- Какой подвиг совершили три товарища?

- Как фамилия солдата, спасшего немецкую девочку?

- Где расположен памятник?

IV. Итог

Наш давний враг, фашистский воин
Вдруг захотел чужой земли.
И что ж? Навеки успокоен,
Обняв ее, затих в пыли...