Занятие по развитию речи. Чтение произведения К.Д. Ушинского "Четыре желания"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Задачи:

  • Обучение умению понимать смысл художественного произведения, умения соотносить текст с соответствующей иллюстрацией.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Воспитание уважительного отношения к ответу товарища.

Предварительная работа: прослушивание музыкального альбома П.И.Чайковский “Времена года”, звукозапись “Звуки природы”.

Словарная работа: карманная записная книжка.

Ход занятия

I. Орг. момент

1 .Психогимнастика “Солнце - дождик”

2. Артикуляционная гимнастика:

  • “Чашечка - лопаточка”
  • “Трубочка - улыбочка”
  • “Самолет гудит”

- Ребята, не забывайте произносить все звуки правильно.

II. Введение в тему.

1. Загадки о временах года со звуковой записью:

П.И.Чайковский “Времена года”

Дел у меня не мало – я белым одеялом
Все землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня...(зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня...(весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я ...(лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я ...(осень).

2. Игра “Назови звуки”

Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время года.

  • Зимой – скрип снега, метель.
  • Весной – капель, журчание ручья.
  • Летом – жужжание насекомых, пение птиц.
  • Осенью – дождь, шуршание листьев.

III. Основная часть.

1. Чтение произведения К.Д. Ушинского “Четыре желания”

Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой, румяный, веселый, и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

2. Физ. Минутка “Повтори движение”

Дети выполняют движения за педагогом.

3. Беседа по произведению:

- Сколько желаний загадал Митя?

- Куда записывал свои желания Митя?

- Какое первое желание загадал Митя?

- Что делал Митя зимой? (Зимой Митя катался на санках, на коньках)

- Какое второе желание загадал Митя?

- А что он делал весной? (Весной Митя бегал за бабочками, нарвал цветов)

- Какое третье желание загадал Митя?

- Что делал Митя летом? (Летом Митя ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в сене)

- Какое четвертое желание загадал Митя?

- Что делал Митя осенью? (Осенью Митя собирал плоды: яблоки и груши)

4. Игра “Объясни словечко”

- Ребята, как вы можете объяснить слова - карманная записная книжка.

Если дети затрудняются сказать, то педагог сама объяснить слова и показывает карманную записную книжку.

5. Дид. игра “Подбери картинку”

Рассматривание картинок к произведению и определение их последовательности.

  • Какой рисунок первый? Почему так решили?
  • Какой второй рисунок? Почему? И т.д.

6. Пальчиковая гимнастика “Человечки”

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

Маленькие ножки
Шли по дорожке:
Топ – топ – топ,
Топ – топ – топ.

IV. Итог.

Ребята, какое время года вам нравится? Почему?

Графическая работа “Время года”

Печатание названий времен года по пунктирной линии.

Дети выбирают название времени года по желанию.