"Односоставные предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Образовательная: дать понятие об односоставных предложениях, группах односоставных предложениях по способу выражения главного члена.
  • Развивающая: развитие учебно-информационных навыков (работа с предложениями), учебно-логических умений (умений сравнивать), развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитательная: формирование готовности делать осознанный выбор.

Оборудование: презентация к уроку MicrosoftPowerPoint

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы станем следопытами и примем участие в розыске. (Слайд 2) Пропал главный член у некоторых предложений.

II. Новый материал.

У нас есть фотодокументы. (Слайд 3)

Вопрос: Как называются предложения, в которых один главный член предложения?

Вопрос: Глядя на слайд, скажите, сколько групп односоставных предложений можно выделить?

Подсказка учителя: У трёх подлежащее, у одного – сказуемое.

У пропавших подлежащих есть приметы. На них указывают сказуемые.

Записать в тетради примеры. (Слайд 4) Определить лицо, число, время сказуемого. (Самостоятельная работа).

Вопрос: Какие местоимения можно подставить к этим сказуемым в качестве подлежащих? (Запись в тетрадь) Слайд 5

Вопрос: Почему нет в предложениях подлежащих?

Ответы учащихся.

Вывод: Подлежащие необязательны, так как сказуемое определённо указывает на лицо и число местоимений. Эта группа называется определённо-личные предложения. Мы всегда можем подставить местоимение IиII лица в качестве “пропавшего” подлежащего. И лицо на фотографии в графе №1 вам хорошо известно. Это хоккеист Александр Овечкин. (Слайд 6)

Слайд 7. Не так легко отыскать подлежащее, которое символизирует фотография этих людей. Вряд ли кто-нибудь из вас их знает. Но мы уверены, что делают нужное дело. Нам известных их дела, но мы не знаем, кто они. В предложениях, которые вы запишите, важно само действие, а не то, кто его производит.

Записать в тетради предложения и определить лицо, число, время сказуемого. (Слайд 8)

Вопрос: Какое местоимение можно подставить в качестве подлежащего в неопределённо-личное предложение? (Слайд 9).

Вывод: Лица, которые производят действие, мыслятся неопределённо, поэтому такие предложения называются неопределённо-личные.

Слайд 10. Там, где должна быть следующая фотография, пусто. Мы не найдём пропавшее подлежащее. Сказуемое здесь такое неуживчивое, что при нём не может быть подлежащего. Такие предложения называются безличными. И всё-таки попытаемся найти подлежащее по сказуемому.

Записать в тетради примеры предложений и определить, чем выражено сказуемое. Слайд 11.

Вопрос: Можно найти подлежащее по сказуемому? Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении?

Слайд 12.

Записать небольшой текст под диктовку:

Зимнее утро. Январь. Яркое солнце. Искристый снег.

Вопрос: Чего нет в этих предложениях? А можно ли обойтись без сказуемого?

Вывод: Эти предложения сообщают, что какое-либо явление (предмет) существует. Это назывные предложения.

III. Обобщение.

Подведём итоги нашего розыска.

1. Беседа.

- Как называются предложения, в которых нет одного главного члена предложения?

- Сколько групп односоставных предложений вы знаете? Перечислите их.

- Чем различаются группы односоставных предложений, в которых нет подлежащего? (Лицом, числом, временем глагола-сказуемого, местоимением, которое можно подставить как подлежащее).

- Почему в односоставных предложениях нет главного второго члена? (В определённо-личных окончания глагола указывают на лицо и число местоимений, поэтому подлежащее необязательно.В неопределённо-личных – важно само действие, а не лицо, которое его производит. В безличных – нет, и не может быть подлежащего. В назывных предложениях сообщается, что предмет (явление) существует в настоящем.

- В каком стиле могут употребляться односоставные предложения? (Назывные при описании в книжной речи, остальные группы – в разговорной речи). Слайд 13.

Блиц-опрос. Взаимопроверка по готовым ответам. (Слайд 14, 15)

2. Работа над ошибками.

3. Домашнее задание. (Слайд 16) Подобрать по 3 примера односоставных предложений из литературных текстов.