Симфонический оркестр. М.И. Глинка "Арагонская хота"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме симфонический оркестр, обогащение музыкально-слухового опыта учащихся.

Задачи: воспитание музыкальной культуры учащихся, приобщение к золотому фонду классической музыки, воспитание любви и интереса к высокохудожественной музыке, к творчеству русских композиторов, знакомство с лучшими произведениями классического наследия и с лучшими произведениями современного песенного детского творчества, развитие музыкального и ритмического слуха, навыков хорового пения, голоса, навыка игры на детских музыкальных инструментах.

План урока:

1. Музыкальное приветствие “Музыка, здравствуй”.

2. Распевание “Мы поём”.

3. Песня “Дорога добра” М.Минкова на слова Ю.Энтина – знакомство и разучивание 1-го куплета.

4. Повтор состава симфонического оркестра.

5. “Арагонская хота” М.И.Глинки в исполнении симфонического оркестра – видеозапись.

6. “Арагонская хота” М.И.Глинки – исполнение на детских музыкальных инструментах.

7. Рефлексия, итог урока.

8. Домашнее задание.

Ход урока

Добрый день.

Урок традиционно начинается с приветствия “Музыка, здравствуй”.

Для распевания возьмём распевку “Мы поём” (до ми-мажор). В распевании следить за плавным звуковедением, пропеванием гласных.

Я познакомлю вас с новой песней “Дорога добра”. Слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова. Слова лежат перед вами на листочках. Исполнение песни учителем (2 куплета). Разучивание песни мы начнём с произношения текста в ритме. Проговаривание текста 1-го куплета ритмично. Разучивание мелодии песни по фразам, исполнение под аккомпанемент учителя и под фонограмму 1-го куплета.

На уроках музыки вы знакомились с различными оркестрами. Какие виды оркестров нам знакомы? Ответы детей – народный, струнный, эстрадный и симфонический. Тема нашего урока “Царит гармония оркестра” (слайд 1), “Симфонический оркестр” (слайд 2).

Орхестра – так называли в античном мире площадку перед сценой, на которой располагался хор, а позднее оркестранты, сопровождавшие театральное представление музыкой. Симфония в переводе с греческого языка означает созвучие, согласие.

Состав симфонического оркестра менялся на протяжении времени. Нужно было найти правильное соотношение разных голосов оркестра, чтобы они не заглушали друг друга, а поддерживали и дополняли. В XVII веке сложился классический тип симфонического оркестра, состоящего из четырёх основных групп инструментов: струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

Какие инструменты представляют струнную смычковую группу? – ответы детей – скрипка, альт, виолончель и контрабас (слайд 3). Какие инструменты входят в группу деревянных духовых? – ответы детей – флейта, гобой, кларнет и фагот (слайд 4). Почему их называют деревянными, ведь современные деревянные духовые не изготавливаются из дерева? – все эти инструменты произошли от деревянной дудочки. Медные духовые инструменты. Назовите их – труба, валторна, тромбон и туба (слайд 5). И ударные инструменты – литавры, тарелки, малый и большой барабаны (слайд 6). Из струнных инструментов в состав оркестра входит арфа (слайд 7). По замыслу композитора в оркестр могут входить дополнительные музыкальные инструменты.

Как располагаются инструменты в оркестре? – ответы детей. – Для лучшего звучания оркестра и удобного управления им все инструменты и группы инструментов имеют своё определённое место. Какая задача дирижёра в оркестре? – Дирижёр управляет всеми музыкантами оркестра. От мастерства дирижёра зависит слаженность звучания оркестра. Дирижёр своими выразительными жестами объединяет музыкантов для того, чтобы вдохновенно зазвучали в музыке мысли и чувства композитора.

Симфонический оркестр самый богатый по тембру и возможностям воплощения замысла композитора. В творчестве всех композиторов есть произведения для симфонического оркестра (слайд 8). Фотографию какого русского композитора вы видите на слайде? Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка. Русские композиторы всегда интересовались жизнью и искусством разных стран. Путешествуя, они записывали народные мелодии и использовали их в своих произведениях или сочиняли музыку в духе этих народных мелодий. Путешествуя по Испании, Глинка услышал мелодию испанского танца хота в местности Арагонь. Вернувшись, домой в Россию, в память о путешествии по Испании Глинка сочинил “Арагонскую хоту”. Сегодня мы повторно послушаем “Арагонскую хоту” Глинки в исполнении симфонического оркестра. Для придания танцевального характера музыке, для чёткого ритма и подчёркивания национального колорита музыке Глинка ввёл для исполнения “Арагонской хоты” в состав симфонического оркестра дополнительный музыкальный инструмент. О каком инструменте я говорю? – кастаньеты - Почему именно кастаньеты? Кастаньеты – это испанский народный музыкальный инструмент. Звучание кастаньет придаёт музыке испанский характер и колорит. При слушании “Арагонской хоты” обратите внимание на звучание кастаньет. (Слушание) (слайд 9).

Мы сегодня тоже попробуем себя в роли музыкантов оркестра. Сначала прохлопаем ритм музыки все вместе на ладошках (прохлопать ритм всем классом). Для исполнения возьмём инструменты румба, треугольник и деревянные ложки. Деревянные ложки своим звучанием заменят кастаньеты. Проиграть на инструментах 2 раза. Игра в симфоническом оркестре требует мастерства исполнения музыкантов и слаженного звучания всех инструментов оркестра. Спасибо, замечательный оркестр у нас получился.

С музыкальными произведениями в исполнении симфонического оркестра мы будем знакомиться на уроках и в старших классах. Повторим, с какими музыкальными произведениями познакомились на уроке? Песня “Дорога добра” и “Арагонская хота” М.И.Глинки. Повторили состав симфонического оркестра, поиграли на музыкальных инструментах. Творческим ученикам и домашнее задание будет творческое. Сочините музыкальный кроссворд, ключевым словом которого будет слово оркестр. Названия инструментов симфонического оркестра обязательно должны войти в кроссворд. (Отметить лучших учеников на уроке, поставить оценки.)