Тема урока: "Деепричастие как часть речи"

Разделы: Русский язык

Классы: 6, 7

Ключевые слова: русский язык, кластер, критическое мышление, деепричастие, части речи, речевая практика


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая (работа в парах), фронтальная.

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с общей характеристикой деепричастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.
  • Формирование умений отличать деепричастия от причастий, наречий, других частей речи.
  • Формирование навыка разграничения основного и добавочного действия.
  • Развитие у учащихся способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.
  • Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).
  • Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике.

Ход урока

1. Стадия вызова.

Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

На доске записан текст:

Октябрь выдался тёплым и сухим. Лишь по ночам замерзали лужицы, оттаивая к полудню. Убрав урожай с огородов, охотники начали собираться в тайгу на всю зиму.

Вопрос учителя:

- Прочитав текст, определите общие и отличительные грамматические признаки выделенных слов.

Ответы учащихся:

- Выделенные слова отвечают на вопрос как? (что делая? что сделав?).

- В предложениях выделенные слова являются обстоятельствами.

- Слова оттаивая, убрав имеют разный вид (первое слово несовершенного вида, второе – совершенного).

- Скорее всего, они образованы от глаголов, как и причастия, но имеют другое строение, иные вопросы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего на доске и в тетрадях записывается тема урока – “Деепричастие как часть речи”.

Учитель раздаёт школьникам графическую таблицу – “Знаю – Хочу узнать – Узнал(а)” (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.

Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.

Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ
1.Деепричастие – это часть речи.

2.Деепричастие изучается в разделе “Морфология”.

3.Деепричастие схоже с причастием, так как обе части речи образованы от глаголов.

4.Деепричастие имеет вид (совершенный и несовершенный).

5.Деепричастие отвечает на вопрос как? и является в предложении обстоятельством.

1.Что именно обозначает деепричастие?

2.Как изменяется деепричастие?

3.Каким способом и при помощи каких морфем образуется деепричастие?

4.Что общего у деепричастия с другими частями речи?

Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы “Знаю”, “Хочу узнать” по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу “Категория информации” (роль деепричастия в предложении, образование деепричастий, грамматические признаки и т.д.).

Вопрос учителя:

- Откуда у вас сведения о деепричастии?

Ответы учащихся:

- Прочитал в учебнике.

- Слышал раньше от учителя.

- Узнал от одноклассника и др.

Учитель предлагает заполнить графу “Источники информации”, после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст, с которым будут работать учащиеся.

2. Стадия осмысления.

Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.

Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа № 26 “Деепричастие как часть речи” и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).

Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – “Узнал(а)”. Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали в графе “Хочу узнать”) записывают ниже.

3.С тадия рефлексии.

Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; активное переосмысление школьником собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний; постановка учеником новых целей обучения; построение дальнейшего маршрута обучения.

По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.

УЗНАЛА(А)

1.Деепричастие обозначает добавочное действие при основном.

2.Деепричастие не изменяется.

3. Деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-.

4. Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов.

Как и наречия, деепричастия не изменяются.

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, возвратными и невозвратными.

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1. Деепричастие чаще всего относится к глаголу – сказуемому (редко к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

2. Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе).

Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах.

Учитель предлагает дополнить графы “Категория информации” и “Источник информации”.

Ответы учащихся по графе “Категория информации”:

- Употребление деепричастий в русском языке.

- Глагольные признаки деепричастия.

- Наречные признаки деепричастия.

Ответы учащихся по графе “Источник информации”:

- Материал параграфа.

- Раздаточный материал учителя.

Вопрос учителя:

- А что бы вы хотели ещё узнать о деепричастии? Дополните графу “ Хочу узнать” своими вопросами.

Ответы учащихся:

- От всех ли глаголов можно образовать деепричастия?

- Есть ли среди деепричастий антонимы и синонимы?

- Много ли деепричастий, которые вышли из активного употребления (т.е. стали устаревшими словами)?

- Есть ли деепричастия или схожие формы в других языках?

Вопрос учителя:

- Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?

Ответы учеников:

- Интернет.

- Учебные пособия.

- Справочники и энциклопедии.

Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме “Деепричастие”.

Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.

Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся следующее задание: продолжить предложение с деепричастным оборотом, подобрав из представленных вариантов верные.

Проснувшись поутру...

1. моё одеяло оказалось на полу.

2. я обнаружил одеяло на полу.

3. я позвонил однокласснику.

4. раздался телефонный звонок.

5. моя голова сильно болела.

6. я почувствовал сильную головную боль.

7. мы отправились на рыбалку.

8. необходимо пойти в институт.

Учащиеся выбирают верные варианты (№ 2,3,6,7), комментируют свои ответы.

Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.

Домашнее задание:

1. Опираясь на дополнительные вопросы графы “Хочу узнать”, подобрать материал о деепричастии. При выполнении задания использовать дополнительную литературу, Интернет, иные источники информации.

2. Подготовить устный рассказ на тему “Деепричастие как часть речи”, опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).

3. Из произведений художественной литературы выписать три – четыре предложения с деепричастиями, обозначив основное и добавочное действия.

В качестве учебного пособия предлагается использовать учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч.ред. Н.М.Шанский.

Приложение №1

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ(А)
     
КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
 

Приложение №2

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это неизменяемая часть речи (особая форма глагола), которая обозначает добавочное действие при основном и отвечает на вопросы как? (что делая? что сделав?).

Деепричастия образуются от глаголов: думать – думая, цепляться – цепляясь.

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Они сохраняют вид глагола, от которого образованы: сказать (что сделать?) – сказав (что сделав?), думать (что делать?) – думая (что делая?).

Деепричастие, как и глагол, может быть возвратным и невозвратным: бегая (невозвратное), кривляясь (возвратное).

Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов: играть с братом – играющая с братом – играя с братом.

В предложении деепричастие бывает обстоятельством: Роняя снег, проходят тучи. Проходят – это основное действие, выраженное глаголом – сказуемым. Роняя – это добавочное действие, выраженное обстоятельством. Деепричастие относится к глаголу – сказуемому (редко примыкает к именному сказуемому, выраженному кратким прилагательным или существительным).

Действия, обозначенные деепричастием и глаголом-сказуемым, должны принадлежать одному и тому же субъекту действия: Шумит, размахивая вершинами деревьев, старый лес. (лес шумит и размахивает).

Как и причастия, деепричастия образованы от глаголов суффиксальным способом при помощи суффиксов –а-, -я-, -в-, -вш-, -ши-, -вши-, -учи-, -ючи-: постучать – постучав - постучавши, строить – строя, быть – будучи, жалеть – жалея – жалеючи.

Деепричастия схожи с наречиями тем, что обе части речи не изменяются.

Деепричастия широко употребляются в книжной речи (как в поэзии, так и в прозе): Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. (М.Ю.Лермонтов).

Часто деепричастия употребляются во фразеологических оборотах: сломя голову, спустя рукава, положа руку на сердце, не покладая рук, затаив дыхание, задрав нос.