Конспект урока "Леса умеренного пояса"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Пополнить и систематизировать знания детей о тепловых зонах.
  • Показать специфику лесной зоны, отличия хвойных и лиственных лесов, взаимосвязь живых организмов-членов экосистемы леса и их зависимость от неживых компонентов и влияния на них.
  • Развивать наблюдательность и познавательный интерес, умение работать в группе.
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: карта природных зон, пейзажи лесов, рисунки растений и животных лесов, компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению.

- Каждый человек в знак благодарности матушке-природе должен посадить хотя бы одно дерево. Давайте и мы на нашем уроке посадим дерево, только дерево не простое, а волшебное – яблоньку обещаний и настроения.

Яблочки волшебные на яблоне есть, а листочков нет. Листочки тоже не простые, а волшебные. Это листочки настроения. Расположите их на дереве согласно своему настроению.

(Цвета: красный – тревожное настроение, зелёный-спокойное.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, сегодня мыс вами совершим увлекательное путешествие с нашими друзьями Мишей и Леной. Для этого мы разбились по группам. Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро и, главное, результативно.

а) Основные правила работы в группе.

  • понять задание и подумать о решении самостоятельно;
  • выслушать мнение каждого;
  • найти общее решение
  • выбрать выступающего.

б) закрепление изученного материала.

Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие, Миша и Лена хотят узнать достаточный ли багаж знаний вы взяли с собой.

-Послушайте мой рассказ и определите, о каком природном поясе идёт речь.

“Здесь суша и море почти круглый год покрыто льдом и плотным слоем снега, по которому можно ходить, не проваливаясь. Здесь очень суровый климат: зима продолжается дольше, чем учебный год, а лето длится всего один месяц. Косые лучи солнца не могут, как следует, прогреть землю, и поэтому за лето успевает оттаять только самый верхний слой почвы, ниже которого сохраняется вечная мерзлота”.

Учитель: О каком тепловом поясе идёт речь? Покажите его на карте.

(Отвечает группа, которая подготовилась быстрее, остальные добавляют.)

Учитель: Что такое природная зональность? (Крупные области со сходными природными условиями, растительным и животным миром.)

в) работа в группах.

Учитель: Продемонстрируйте нам закон природной зональности. (Дети получают карточки с названиями природных зон.)

- Расположите названия природных зон в правильной последовательности:

  • Ледяные пустыни.
  • Тундра и лесотундра.
  • Леса умеренного пояса.
  • Лесостепи и степи.
  • Пустыни и полупустыни.

(Выполняется коллективная проверка.) Учитель показывает слайд природных зон, и учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

г) блиц-турнир.

Учитель: У вас на партах лежат таблички, около цифр надо поставить “+”, если вы согласны с утверждением, если не согласны - поставьте “-”.

1 5 9 13
2 6 10 14
3 7 11 15
4 8 12 16
  • Природные зоны холодного пояса называются ледниковые пустыни и тундры.
  • Белый и бурый медведи живут в одной природной зоне.
  • Тигр в тундре охотится на северного оленя.
  • Холодные пояса расположены рядом с экватором.
  • Косые лучи солнца слабо прогревают землю, поэтому оттаивает только верхний слой.
  • Огромные стаи птиц прилетают сюда, чтобы вырастить птенцов.
  • Мхи и лишайники основные “кормильцы” в тундровых экосистемах.
  • Даже летом могут быть осадки в виде снега.
  • В тундре грибы выше деревьев.
  • Микробы и мелкие животные - ногохвостки “мусорщики” тундры.
  • Для холодного пояса характерны полярный день и полярная ночь.
  • В тундре много озёр, болот и рек.
  • Белый медведь и пингвины обитатели полярных пустынь .
  • Лето в тундре длинное и холодное.
  • Полярные совы охотятся на песцов и волков.
  • Полярная куропатка летом и зимой бурая.

Учитель: Что у вас получилось? Проверьте по экрану.

1+ 5+ 9+ 13+
2- 6+ 10+ 14-
3- 7+ 11+ 15-
4- 8+ 12+ 16-

3. Совместное “открытие” знаний.

Учитель: Лена и Миша придумали игру. Они зачитывали отрывки из произведений, где описываются разные явления природы, и объясняли их с точки зрения законов природы, угадывали то место, где происходят события. Хотите поиграть в такую игру?

а) сказка про зайца Коську.

- Послушайте отрывок.

“Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зелёные листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придётся заменить на белую и тёплую. Очень ценил Коська помощь клёна, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

- Ответьте на вопросы:

1. Назовите явление.

2. Как объясняет текст суть данного явления?

3. Как объясняют данное явление законы природы?

4. Где происходят события? Покажите на карте.

Ответы детей:

1. Мы решили, что здесь описывается процесс смены времён года.

2. Заяц Коська считает, что клён является причиной смены времён года.

3. На самом деле, смена времён года происходит из- за того, что наша Земля вращается вокруг солнца. Тепло по поверхности земли распределяется неравномерно. Различают три разных пояса освещённости. Умеренный пояс характеризуется ярко выраженными временами года.

4. Мы можем сказать, что заяц Коська живёт в лесу. Значит, это лесная зона умеренного пояса.

Учитель: Покажите эту зону на карте.

- Что можете рассказать, глядя на карту.

(Ответы детей: Лесная зона тянется от западных границ нашей страны на восток. На карте обозначена зелёным цветом.)

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Прогнозирование учащихся:Мы будем говорить о лесах умеренного пояса.).

- Сегодня мы действительно совершим удивительное путешествие в лес.

б) создание эмоционального фона.

Звучит запись голоса птиц. Чтение стихотворения С.Погорельского о лесе.

Здравствуй, лес, дремучий, лес,
Полон сказок и чудес.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

в) Физкультминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас зеленый луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам. Грибам. (Наклоны)

Учитель: Как вы думаете, чем отличается лесная зона от зоны тундры?

(В тундре мало растительности, в основном растут низкорослые растения ,а в лесу растут деревья.)

- Значит, лес - это множество деревьев, растущих на большом пространстве, а какие деревья, попробуйте угадать.

г) Загадки о деревьях (каждой группе по две загадки)

1.

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза.)

2.

Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)

3.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьёт
И в иголках целый год. (Ель.)

4.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

5.

Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

6.

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)

д) работа с мультимедийной доской.

Учитель: Какие леса показаны на слайде? (Хвойные)

- Как называются хвойные леса, прочитайте в учебнике на с. 21. (Тайга)

- Какие леса показаны на слайде? (Лиственные).

- Прочитайте, в каком климате растут лиственные леса?

- Какие леса показаны на слайде? (Хвойные и лиственные)

- А если смешать хвойные и лиственные деревья, какие леса получатся? (Смешанные).

- Ребята, вот перед вами хвойные, лиственные, смешанные леса, но кого – то не хватает в нашем лесу?

4. Первичное закрепление.

а) игра “Составь слово”

И В Т Ж О Н Е Ы (животные)

б) заполни таблицу “Животные”

Учитель: Какие группы животных вы знаете?

Зишите в таблицу названия групп животных.

- Проверьте работу по экрану.

(Каждая группа заполняет таблицу)

в) работа в группах:

  • первая группа - кроссворд “Животные”

Загадки о животных

Колючий, а не кактус,
Плавает, а не рыба,
Катится, а не колобок,
Колется, а не роза,
Пыхтит, а не чайник.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля...

Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто это?...

В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется...

Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
Потому что это...

Зимой голоден, а летом сыт.

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая, да не лисица.

  • вторая группа – филворд “Насекомые”

д

м

у

р

а

в

е

й

к

ш

с

т

р

е

к

о

з

а

ъ

м

я

ю

б

а

б

о

ч

к

а

е

б

о

ж

ь

я

ж

ы

х

в

л

щ

к

о

р

о

в

к

а

ш

ь

Тебе, наверно, не в новинку,
Что тащит он домой травинку,
С которой трудно совладать.
Но надо долг ему отдать –
Её он веса не боится:
Сильней, малыш, как говорится

  1. В самом лёгком весе нет его сильней, Рекордсмен по силе. Это... (Муравей)
  2. Что за девчонка: в поясе тонка,
  3. Огромные очки, летит - стрекочет. (Стрекоза)

  4. Шевелились у цветка все 4 лепестка,
  5. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  6. С листьев тлю она съедает,
  7. Следить за садом помогает.
    Вот она взлетает ловко.
    Это – божья... (коровка)

  8. На цветок, жужжа, садится,
  9. Чтоб нектаром насладиться.
    Он мохнатенький, как ель,
    На пчелу похожий....(Шмель)

3 группа узнай птицу по описанию

1. У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, на затылке – красное пятно. Птицу называют лесным доктором.

2. Ранней весной, едва зазеленеют леса, из берёзовой рощи послышится знакомый голос перелётной птицы. Она зимовала в далёкой жаркой Африке, а теперь прилетела сюда, чтобы отложить яйца и продолжить свой род. Но делает это она не как все птицы. Она не вьёт гнёзда, не заботится о своих птенцах. В течение весны она откладывает более 20 яиц и по одному подбрасывает их в гнёзда других птиц.

3. У большинства людей название этой птички связано с представлением о лучшем пернатом певце. Поёт обычно как днём, так и ночью. Ради того, чтобы послушать ночной концерт этого певца, многие специально отправляются вечерней порой на прогулку в лес.

г) экологическое равновесие.

Учитель: Итак, в нашем лесу растут растения, живут животные.

-Послушайте очень одну интересную историю.

“Эта история о том, как в давние времена люди задумали навести порядок в одном большом лесу. Главный лесничий рассуждал так. Лес - это деревья. Всё остальное - лишнее. И по его приказу вырубили кустарники. Чисто стало в лесу. Прошёл год, второй, третий. Видит главный лесничий, что в его чистом, аккуратном лесу, что-то неладно. Куда ни посмотришь, везде торчат высохшие деревья. Призадумался лесничий: “Что же случилось? Отчего деревья сохнут?”.

Учитель: Что же произошло с лесом? (Предположения учащихся.)

- А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное жильё. Развелось их видимо-невидимо. Вот деревья и стали сохнуть оттого, что насекомых развелось слишком много: одни листья едят, другие корни грызут. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубать. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.Учитель:

Учитель: Такие связи в природе между растениями и животными, неживой и живой природой называются невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Но эта нить рвётся, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

д) работа в группах. Создание цепей питания.

  • 1 группа. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Высохли могучие дубы. (Дубы - шелкопряд – птицы.)
  • 2 группа. В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съели молодые деревца. (Молодые деревца-козы – волки.)
  • 3 группа. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы .но и барсуки , и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые саженцы. (Деревца-мыши-ежи, барсуки.)

Учитель: Ребята, в природе нет ничего лишнего. Вот послушайте, как об этом говорит Борис Заходер.

Все- все,
Все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны
Чем слоны,
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы всё – таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним окажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все – все,
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Усвоить должны!

е) Работа с учебником.

Учитель: Лес и его обитатели играют огромную роль в жизни человека.

- А какую роль - мы узнаем из учебника (с. 25)

(Высказывания учащихся).

- Лес - это наше богатство, зелёный наряд земли. Там где лес, всегда чистый воздух.

- Лес – это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. И поэтому мы должны бережно относится к лесу.

ё) метод “Яблонька обещаний”

Учитель: На нашей яблоньке висят волшебные плоды с правилами поведения в лесу. Кто хочет прочесть правила? Постарайтесь их выполнять.

Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Итак, ребята наше путешествие по лесной зоне закончилось. Подойдите к нашей яблоньке, поменяйте листочки, если у вас изменилось настроение.

5. Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке? (Познакомились с лесной зоной.)

- Где расположена лесная Зона? (В умеренном поясе.)

- Какие бывают леса? (Тайга, лиственные леса, смешанные.)