"Что такое толерантность?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;
  2. формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;
  3. учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций;
  4. развивать навыки разрешения конфликтов.

Ход беседы

I. Вступительное слово.

– сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новым словом и понятием «толерантность». Чтобы лучше понять что это такое давайте просмотрим замечательный мультфильм о толерантности (слайд 1)

– Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(прощение,терпение, понимание, дружба)

II. Введение понятия.

Все это можно назвать одним словом – толерантность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Это понятие имеет свою историю. На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. (слайд 2) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

– А сейчас посмотрите друг на друга и скажите, у всех вас одинаковые глаза, волосы, прически, характер, привычки?

– Все мы разные: и характер, и одежда, и привычки. Бывает так, что что-то в других людях вас кажется непонятным и смешным? А если стали бы смеяться над вашим внешним видом как бы вы себя чувствовали? Правильно вам было бы неуютно и обидно. Давайте вспомним одного из сказочных героев непохожего на других. Ему не очень повезло с друзьями, окружающие смеялись над его внешностью. (Слайд 3)

– На нашей планете живут народы разных рас и национальностей, которые очень сильно отличаются друг от друга, но разве это должно мешать нам всем жить дружно?

(слайд 4) Послушайте стихотворение Джанни Родари, которое на русский перевел С.Я. Маршак,

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится и Югом,
Запад с Востоком,
А дети друг с другом!

– Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми …Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

– Скажите ребята, это хорошо это или плохо, что мы все разные?

– Как же жить в мире, где столько разных людей?

(ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить дружно, быть толерантными!)

Давайте проверим, насколько мы толерантны. Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас (слайды 5–19).

  1. Друг сломал твою вещь.
    • Ты его прощаешь.
    • Ты ударяешь его.
  2. Ты поссорился со своей подругой.
    • Ты попытаешься объясниться с ней.
    • Ты обижаешься и мстишь.
  3. на уроке ты уже ответил, но тебе хочется ответить еще…
    • Ты предоставишь другим возможность ответить….
    • Стараешься всех перебить
  4. Ты поступаешь нехорошо и недоволен собой.
    • Стараешься исправить свой поступок.
    • Ты все сваливаешь на других.
  5. Ты не согласен с кем-нибудь..
    • Ты все-таки слушаешь его…
    • Ты не даешь ему говорить…

О дружбе и добром, толерантном отношении сложено много пословиц. Какие знаете вы?

Продолжите пословицы (слайды 20-23):

  • «Нет друга – ищи, …» (а найдешь береги)
  • «Недруг поддакивает,…» (а друг спорит)
  • «Не имей сто рублей,…» (а имей сто друзей)
  • «Один в поле …» (не воин)

III. Обобщающая беседа.

– Бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

– Что вы чувствовали в тот момент?

– А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

– Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

– Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

– Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

Есть одно золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Хотелось бы, чтобы всегда и везде царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. Вы наше будущее и многое зависит от того, какой путь вы выберите.

А что же нужно для того, чтобы наше будущее общество было толерантным? (слайд 24)

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение вежливо.
  4. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  5. Стремись учитывать интересы других.

А еще я хотела бы вам прочитать такое стихотворение (слайд 25):

Толерантность. Что это такое? –
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!