Урок по теме "НЕ с причастием"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правилами написания не с причастиями.
  • Формирование умений определять написание не с причастиями, аргументируя свой ответ.
  • Развивать логическое мышление, монологическую речь на лингвистическую тему.
  • Обогащать словарный запас.

Оборудование урока:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран для демонстрации презентации.
  • Компьютерная презентация (приложение 1).

Ход урока

Организационный момент.

Слайд № 2

Повторение.

Закрепить навыки написания не с изученными ранее частями речи.

Раскройте скобки и объясните написание не с различными частями речи.

Слайд № 4

(Не) мог прийти, (не)настье,( не)большой рассказ,(не)лепый поступок, вовсе (не) трудная задача, (не)брежный почерк, (не)навидеть ложь, (не) мягкий,а твёрдый сыр.

Объяснение нового.

Работа над §39.

Чтение и осмысление научного текста.

Александр Грищенко своим стихотворением поможет вам запомнить правила правописания не с причастиями.

Слайд № 6

Зависимое слово скорее ищи,
Частицу отдельно от слова пиши.
А краткую форму не спутай с другой,
Ведь слово не любит носить Не с собой.
Ты правила эти с улыбкой скажи
И Не со словами отдельно пиши.
Пример мы предложим для вас вот какой:
Не сделан, не выполнен, не приглашён,
Не сказанный мною, не пройденный вами,
Не скошенный утром, не собран друзьями.
Причастия очень просты в написании,
Старайтесь оказывать им больше внимания.

Слайд №7

Используя алгоритм, будьте предельно внимательны и логически последовательны.

Упражнение 452

Задание 1. Распространите причастия зависимыми словами, графически объясните написание не с причастиями, выполните по образцу. Слайд №8

Задание 2. От данных причастий образуйте краткую форму. Объясните. Слайд №9.

Задание 3. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу антонимы, вспомните, как в таких случаях пишется Не со словами. Слайд №12.

(Не) исследованная, а …местность
(не) усиливающийся, а …дождь
(не) расчищенная,а… дорожка
(не)написанный, а … реферат
(не) выдуманные, а…герои.

Запомнить.

Прилагательные с суффиксами -ем- и- им-, образованные от непереходных глаголов совершенного вида, без Не не употребляются; например: неизгладимое впечатление-впечатление неизгладимо; несмолкаемые аплодисменты. Слайд №14

Диктант “Проверь себя”.

На берегу Лены.

Горы, еще( не) освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых (не)проходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли (не)проницаемые сумерки. Река Лена, ещё(не) скованная льдом, мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер,( не )прогнавший остатки ночного тумана, забирался под одежду. Вдруг на вершине утёса вспыхнули и засветились верхушки лиственниц, ещё( не) потерявших игл. Первый луч ещё (не) взошедшего для нас солнца коснулся утёса. (Не)видимое солнце посылало нам свои лучи.

Домашнее задание упражнение 453, комментарий к выполнению.

Итоги урока, оценки.

Дальнейшее совершенствование навыков будет на следующем уроке.

Литература

  1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ Разумовская С.И. Под редакцией М.М. Разумовской П.А. Леканта – 11 издание, стереотип – М. Дрофа 2009 год.
  2. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык 6 класс” / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов – М. Дрофа 2002 г.
  3. Русский язык: пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь – 3-е издание М. Просвещение.
  4. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, И.И. Кулибаба – М. Просвещение 2011 год.
  5. Словарь трудностей русского языка \ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова – издание 3-е, дополненное, М. Издательство “Русский язык” 1984 г.