Внеклассное занятие "Масленица"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Способствовать вхождению в традиционную культуру своего народа.
  2. Создавать условия для эстетического восприятия красоты народных праздников.
  3. Развивать наблюдательность, образное видение.
  4. Расширять представление об особенностях празднования православных праздников.

Оборудование: календарь масленицы, кукла Масленица.

Ход занятия

Ведущий:

– Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне. С приходом христианской Религии этот праздник, хоть и языческий, не канул в небытие, а сохранился, хоть и с некоторыми изменениями. По церковным канонам в это время мы вспоминаем изгнание Адама из рая. Масленица для христиан — это подготовка к долгому Великому посту.

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

– Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. Например, в Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8-10 “встречать масленицу”: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону –
И пахать пойду!

– С субботы же начинали праздновать “малую Масленицу” и кое-где на Владимирщине. Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом “Везешь ли Масленицу?” Кто отвечал: “Нет”, того били лаптями. В этот же день ребята здесь с особым азартом катались с гор: существовала примета – кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

– Последнее воскресенье перед масленицей носило название “мясного воскресенья”. В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В “мясное” воскресенье тесть ездил звать зятя “доедать барана”.

– “Заговляюсь на сыр да на масло”,– говорит вечер перед масляной.

Приметы и пословицы:

  1. Ненастье в воскресенье перед масляной – к урожаю грибов.
  2. Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу.
  3. Если на масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
  4. Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
  5. Не житье, а масленица.
  6. Ищет, где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

Ведущий:

– Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник – “встреча”,
вторник – “заигрыш”,
среда – “лакомка”, “разгул”, “перелом”,
четверг– “разгуляй-четверток”, “широкий”,
пятница – “тещины вечера”, “тещины вечерки”,
суббота – “золовкины посиделки”, “проводы”,
воскресенье – “прощеный день”.

– Вся же неделя именовалась “честная, широкая, веселая; боярыня-масленица, госпожа масленица”.

– По материалам прошлого столетия, масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие масленице:

Зазывалы:

– “Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

– Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься в блинах поваляться, сердцем потешиться.

– Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!

– Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

– Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток.

– Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину.

– Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью насдаждалася”.

Ведущий:

– После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат:

“Приехала Масленица! Приехала Масленица!”

– В Дмитровском районе под Москвой “в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин” – главные символы Масленицы.

Без блинов не масленица, без пирогов – не именины.

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. “Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!”

– Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.

– Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Поговорки:

БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН.
БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ.
БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ.

– Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

(Выходят девочки в костюмах хозяек и поют)

Как на масленой неделе
Из трубы – блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои! –
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Ведущий:

– А теперь попробуйте отгадать загадки:

  1. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)
  2. На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)
  3. Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)
  4. Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)
  5. Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?

Ведущий:

– В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.

(Выходят дети в нарядных костюмах и поют)

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь! –

Ведущий:

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:

Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся

Ведущий:

– Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали “на Масленицу”, припевая:

Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками! (Курская губ.)

Ой да Масленица во двор въезжает,
Широкая на двор выезжает!
А мы, девушки, её состричаем,
А мы, красные, её состричаем!
Ой да Масленица, постой недельку,
Широкая постой другую!
Масленица: “Я поста боюся!”
Широкая: “Я поста боюся!”
Ой да Масленица, пост ещё далече,
Широкая, пост ещё далаче!” (Калужская губ.)

О, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали,
     Мы сыр с масельцем починали,
     Починали, лёли, починали,
Мы блинками гору устилали
Устилали, лёли, устилали,
     Сверху масельцем поливали
     Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута
Гора крута, лёли, гора крута,
     А от масла гора ясна,
     Гора ясна, лёли, гора ясна.
А на горушке снеги сыплют,
Снеги сыплют, лёли, снеги сыплют,
     А нас мамочки домой кличут,
     Домой кличут, лёли, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится. лёли, не хотится,
     Нам хотится прокатится
     Прокатится, лёли, прокатится,
С горушки да до ёлушки!
До ёлушки, лёли, до ёлушки!
     Наша горушка всё катлива,
     Всё катлива, лёли, всё катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лёли, воркотливы.
     Они день и ночь всё воркочут,
     Всё воркочут, лёли, всё воркочут.
Они на печке лежат, всё про нас говорят,
Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
     Не пришёл бы к нам кто, не принёс бы чего,
     Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
Или сыра кусок, или мыла брусок
Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
(Торопецкий уезд Тверской губ.)

Ведущий:

– Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды – четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

– Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай “лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен”.

– С четверга, недаром называвшегося “широким”, масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега. Сопровождает Масленицу ряженная молодёжь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильными станками крутит масло.

Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!

Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!

– В воскресенье – “прощеный день” устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу:

– В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигали с частушками:

(Выходят дети и поют)

Прощай Масленица – вертушка,
Наступает великий пост.
На деревне всё приели,
Подают селёдки хвост!

Как на масленой неделе
В поток блины летели!
И-их!
Ох, ты Масленица, ты обманщица
Говорила семь недель, а остался один день!

Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём!

Масленица – ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела –
Сама удрала!
Масленица воротись!
В новый год покажись!

Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула – провела
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить

Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенёчек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила.

Шла стороною к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!

Ведущий:

– У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

– Кидали в костер блины – “Гори, блины, гори, Масленица!”; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

– И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, а в ответ слышат: “Бог простит”. В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Дети дарят сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, – символ дружбы. Затем участники сценария и гости выходят во двор школы, где сжигается чучело Масленицы.