Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Молоко и молочные продукты"

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: объяснительно-иллюстративный.

Методы обучения: словесный, наглядный, работа в группах по выполнению задания, использование ИКТ.

Цель:

  • Познакомить учащихся с историей молока, с необходимыми для организма питательными веществами, содержащимися в молоке и молочных продуктах, убедить в необходимости и важности употребления молока и молочных продуктов.
  • Познакомиться с тем, как образуется молоко, и какие животные его дают, какие виды молока бывают, узнать полезные советы и интересные факты.
  • Рассмотреть пороки молока, виды порчи, термические способы обработки молока, сроки хранения молочных продуктов.
  • Научить ориентироваться в выборе молочных продуктов для здорового образа жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с историей молока, с необходимыми для организма питательными веществами, содержащимися в молоке и молочных продуктах, убедить в необходимости и важности употребления молока и молочных продуктов.
  • Познакомиться с тем как образуется молоко, и какие животные его дают, какие виды молока бывают, узнать полезные советы и интересные факты.
  • Рассмотреть пороки молока, виды порчи, термические способы обработки молока, сроки хранения молочных продуктов.
  • Научить ориентироваться в выборе молочных продуктов для здорового образа жизни.

Развивающие:

  • Развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении знаний и применении знаний.
  • Развивать умение самостоятельно подбирать материал, работать в группах, умение работать с компьютером.
  • Способствовать развитию коммуникативных качеств личности.

Воспитательные:

  • Формировать у учащихся ключевые компетенции в сфере знаний о важности сохранения здоровья, бережном отношении к нему, здорового образа жизни.
  • Воспитание настойчивости в овладении знаний, умения работать в коллективе, культуры общения и поведения на занятиях.

Межпредметные связи: биология, химия, литература.

План урока:

1. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Формирование новых знаний (изложение нового материала с использованием ТСО).

Рассказ учителя и выступления учащихся с сообщениями, темы которых были им предложены для обсуждения.

3. Использование ролевых фрагментов.

4. Закрепление изученного материала: учитель задает вопросы по основным моментам изученного материала, учащиеся выполняют задание - разгадывают два кроссворда, .....

5. Проверка домашнего задания.

6  Заключительное слово учителя и учащихся.

Виды работы учащихся: индивидуальная, самостоятельный поиск информации в подготовке сообщений и слайдов к презентации, плакатов, стихотворений, загадок, песен, работа с дополнительной литературой, участие в обсуждении изложенного материала, актуализация знаний и опыта, на основе которых делаются самостоятельные выводы.

Контроль знаний: оценка подготовленных сообщений и слайдов к презентации, плакатов, стихотворений, загадок, песен, ролевых сценок.

Участие в обсуждении, ответы на вопросы и задания в течение урока, оценивание в участии анкетирования.

Оборудование: плакаты на тему: “Молоко и молочные продукты”, проектор, компьютер, экран, презентация по теме: “Молоко и молочные продукты”, выставка рефератов по данной теме, выставка молочной продукции.

Организация урока:

Подготовка к уроку начинается за две недели.

Класс делим на несколько групп.

Одна из них получает задание для подготовки сообщений и слайдов к презентации по выбранным темам, другая рисует плакаты, третья готовит песни, поговорки, загадки, стихи, четвертая готовит ролевые сценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Чтобы определить тему нашего урока, нужно отгадать загадки:

1) Белое, да не снег. Сладкое, да не мёд. От рогатого берут, Человеку дают. (молоко)

2) Все мы любим без обмана. Деревенскую: (сметану).

3) Чтобы стала жизнь прекрасной. Вы на хлеб намажьте: (масло).

4) Он бывает в шоколаде. Дети ему очень рады. Он сытнее, чем хот-дог. Глазированный: (сырок).

5) Очень вкусное печенье и отличнейший пирог. Будет, если мы добавим по пропорции: (творог).

6) Ну что вкусней, быть может, в мире, чем желтые бесчисленные дыры? (Сыр)

7) От него — здоровье, сила. И румянец щёк всегда. Белое, а не белила, Жидкое, а не вода. (Молоко)

8)  “Оно течет, но не вода. Оно, как снег бело всегда. На вкус узнать его легко, Ведь это в крынке...(молоко)”.

Итак, тема нашего урока сегодня, как вы уже догадались: “Молоко и молочные продукты”.

Далее учитель сообщает цель и задачи урока.

II. Изучение нового материала (с использованием компьютерной презентации “Молоко и молочные продукты”.) Рассказ учителя и сообщения учащихся. Комментарии учителя в ходе демонстрации слайдов. Обсуждение материала с учащимися в ходе просмотра.

<Приложение 1>

1. Немного истории. Слайд 3-8  (сообщение учеников)

2. Откуда пришло слово “молоко”. Слайд 9   (сообщение ученика)

3. Первое упоминание о молоке. Слайд 10 (сообщение ученика)

4. Что такое молоко. Слайд 12  (сообщение ученика)

5. Как образуется молоко. Слайд 13 (сообщение ученика)

6. Состав молока. Слайд 14  (сообщение ученика)

7. Молоко, каких животных употребляют в пищу. Слайд 17-20

(сообщение учеников)

  • Овечье молоко.
  • Верблюжье молоко.
  • Оленье молоко.
  • Молоко кобылиц.
  • Молоко буйволиц.
  • Молоко самки яка.

8. Кто и чье молоко пьет? Слайд 21 (сообщение ученика)

9. Польза и вред молока. Слайд 22-23 (сообщение ученика)

10. Полезные советы. Слайд 24  (сообщение ученика)

11. Интересные факты. Слайд 25  (сообщение ученика)

12. Пороки молока. Слайд 26  (сообщение учителя)

13. Виды порчи молока. Слайд 27 (сообщение учителя)

14. Термические способы обработки молока. Слайд 28-30  (сообщение учителя)

  • Молоко пастеризованное.
  • Молоко ультрапастеризованное.
  • Стерилизованное.

15. Классификация. Слайд 31-33  (сообщение учителя)

  • Сепарирование молока.
  • Молоко гомогенизированное.
  • Цельное молоко.
  • Нормализованное молоко.
  • Какую жирность может иметь молоко?
  • Восстановленное молоко и молочный напиток.
  • Сухое молоко.
  • Топлёное молоко.

16. Фальсификация. Слайд 34  (сообщение учителя)

17. Сроки хранения молочных продуктов. Слайд 35   (сообщение учителя)

18. Молочные продукты, изготовленные из молока. Слайд 36-52

(сообщение учеников)

  • Кефир.
  • Ряженка и варенец.
  • Бифилайф.
  • “Снежок”.
  • Ацидофильная простокваш.а
  • Простокваша.
  • Йогурт.
  • Творог.
  • Масло сливочное.
  • Сметана.
  • Сыр.

Между сообщениями учеников и рассказом учителя, учащиеся готовят ролевые сценки с исполнением песен и стихотворений о молоке. <Приложение 2 >

III. Закрепление изученного материала:

Выполнение заданий учащимися:

Задание № 1: разгадать два кроссворда. (Слайд 53-54)

Задание № 2: Ответить на вопросы:

1. Что входит в состав молока?

2. Какую пользу приносит молоко и молочные продукты?

3. Почему некоторые люди не могут усваивать молоко?

4. О каких термических способах обработки молока вы узнали?

5. Как нужно хранить молочные продукты?

6. Какие молочные продукты вы предпочитаете и почему?

IV. Проверяем домашнее задание:

Исследовательская часть:

1. Опрос одноклассников

Участников опроса 20 ч.

Вопросы: Да Нет Иногда
1. Пьете ли вы молоко? 14 1 5
2. Употребляют ли в вашей семье молочные продукты? 19 - 1
3. Является ли молоко полезным? 20 - -
 

2. Результаты анкетирования одноклассников:

А) Кто любит пить молоко?

Б) 14 человек из 20 опрошенных учащихся дали утвердительный ответ.

В) Какие молочные продукты вам нравятся?

  • Йогурт – любят все
  • Сыр – 15 чел.
  • Сметана – 12 чел.
  • Кефир – 13 чел.
  • Масло сливочное – 4 чел.
  • Творог – 11 чел.

3. Проверяем анкету социального опроса. <Приложение 2>

V. Заключительное слово учителя: (подведение итогов занятия, рефлексия, выставление оценок). 

VI. Домашнее задание.

Составьте рекламу о молоке.

Для выполнения задания используйте листы бумаги А4, краски, фломастеры, образцы молочной продукции, фотографии и иллюстрации молочных продуктов.

Представьте результат своей работы в виде плаката, рассказа, коллажа и т.п.

<Приложение 3>

Используемая литература.

  1. Елманов С.Ф., Ловачёва Г.Н., Успенская H.P. Контроль качества продукции общественного питания. – М.: Экономика, 2008.
  2. Малыгина В.Ф., Рубина Е.A. Основы физиологии питания, гигиена и санитария. – М.: Форум, 2011.
  3. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. Учебник: - М.: Издательский центр “АКАДЕМИЯ”, 2009.
  4. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. - М.: Издательский центр “АКАДЕМИЯ”, 2008.
  5. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Несвежский Ю.В. Физиология питания, санитария и гигиена. - М.: Академия, 2010.
  6. Мудрецова-Висс К.А., Дедюхина В.П. Микробиология, санитария и гигиена. - М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2008.
  7. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания.- М.: АКАДЕМИЯ, 2010.
  8. Рубина Е.А., Малыгина В.Ф. Микробиология, физиология, санитария: учебное пособие. М.: ИД “ФОРУМ”, 2009.
  9. Собственные исследования: анкетирование, опрос.
  10. http://rosmoloko.ru/
  11. http://priem-gostey.narod.ru/images/stolovaya.jpg
  12. http://povarkulinar.ru/teoriya/moloko/tayni.php
  13. http://bezdietu.ru/milk.php
  14. http://mk.ru/upload/iblock/45e/9.jpg
  15. http://risak.ru/forum/uploads/1193046216/med_gallery_7_21_142794.jpg
  16. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0252081654.jpg
  17. http://www.photosight.ru/photos/2418669/