Авторская программа "Цветовушка" по основам ИЗО

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Представленная программа — педагогическая модель развития визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) школьников младших классов в  условиях художественной школы, (кружок в общеобразовательной школе) на основе цветовосприятия. Осуществляя принцип последовательности в обучении изобразительной деятельности программа показывает эффективные пути и методы, создаёт условия для решения большого количества учебно-воспитательных задач.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Данная программа предлагает путь постижения языка цвета начиная с младшего школьного возраста.

Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству (В. И. Кузина, Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой и др.). Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей младшего школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.

Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей, обучающихся в художественной школе.

Методы обучения, которые описаны в методических рекомендациях к этой программе – это новое слово в работе с одаренными детьми, так как непосредственно направлены на раскрытие потенциальной одаренности детей и перевод личности учащегося из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.

Учитель стремится создать условия, которые каждому учащемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения.

Предложенная программа направлена на достижение следующей цели:

Развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия;

Задачи:

  • Развить цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое воображение;
  • Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции;
  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
  • Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление.

Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет на 3 года обучения и состоит из следующих этапов:

  1. Погружение (ознакомительный, обучающий) – 1-й год обучения 7-8 лет;
  2. Развитие (закрепление и расширение знаний, умений и навыков) – 2-й год обучения 8-9 лет;
  3. Исследовательский (творческое экспериментирование с художественными технологиями) – 9-10 лет.

Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.

Занятия проводятся два часа в неделю, 68 часов в год.

Возраст детей при поступлении 7-8 лет.

Форма занятий с детьми – групповая. В группе по 10 человек.

В группу первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. Уровень подготовленности обучающихся не имеет значения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее).

По окончании первого года обучающиеся должны знать:

  • основные способы смешения цветов;
  • знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
  • основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
  • владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;

Обучаемые должны научится:

  • правильно определять и изображать цвет;
  • чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года.

Обучаемые второго года по основам цветоведения должны получить более глубокие сведения об оттенках цвета, о светлых и тёмных красках, о характере цвета; – об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, о правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.

Должны знать:

  • простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков;
  • начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.); – деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
  • изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года обучаемые 2-го класса должны уметь:

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму, основные пропорции, общее строение и уметь изменять цвет предметов в зависимости от освещения;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, менять направления мазков согласно форме.

Третий год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже два года. Занятия проходят в том же режиме – 2 часа в неделю. На третьем году обучения ребёнок исследует форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.
Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ.
В течение учебного года обучаемые 3-го класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: свойства разных художественных материалов.

По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:

ЗНАТЬ:

  • Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусства; разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
  • Виды и жанры произведений изобразительного искусства.
  • Свойства художественных материалов.
  • Основные законы композиции.

УМЕТЬ:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
  • передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной перспективы;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • решать творческие задачи на уровне импровизаций;
  • создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Образовательный процесс включает в себя различные инновационные методы обучения, нестандартные уроки:

Методы:

  • погружение (эмоционально-образное проживание художественного шедевра, проникновение в его суть);
  • постижение (освоение, личностное переосмысление произведений искусства);
  • сравнение (эмоциональное, аналитическое сопоставление художественных образов, стилеобразующих черт);
  • наглядный (учитель поэтапно демонстрирует приёмы работы);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Нестандартные формы занятий:

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Основной формой работы являются учебные занятия.

Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия – творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии, сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.

Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений, викторин. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.

По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.

Критерии оценки:

  1. Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками).
  2. Знание основных законов композиции, названия красок.
  3. Мышление.
  4. Воображение.
  5. Оригинальность исполнения.
  6. Творческая активность.

Содержание программы отражает опыт и интересы автора программы.

Программа апробировалась на занятиях кружка “Цветовушка” в 1-4-х классах в МОУ СОШ №4 г. Печора на протяжении 10 лет. В МАОУ ДОД “ДШИ г Печора” апробируется среди обучающихся в 1-3-х классах (7 лет обучения) третий год и имеет высокие результаты:

  • наблюдается положительная динамика мотивации детей к обучению;
  • многочисленные выставки;
  • участие в конкурсах;
  • успешное поступление в ДШИ на художественное отделение.

Литература

  1. Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989.
  2. Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г.
  3. Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г.
  4. Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М., 1987 г.
  5. Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г.
  6. “Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова,
    Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г.
  7. Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г.
  8. “Программно–методические материалы. Изобразительное искусство”.
    Сост. В.С.Кузин.
  9. “Программы дополнительного художественного образования детей” Москва “Просвещение” 2009 год.
  10. “Рисунок. Живопись. Композиция” хрестоматия “Просвещение” 1989.
  11. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе”. – М., 1999 г.
  12. Сокольникова Н.М. “Основы живописи”. Обнинск. 1996 г.
  13. Сокольникова Н.М. “Основы композиции”. Обнинск, 1996 г.
  14. Сокольникова Н.М. “Основы рисунка”. Обнинск, 1996 г.
  15. Стасевич В.Н. “Пейзаж: картина и действительность”. М., 1978 г.
  16. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983 г.
  17. Шитов Л.А. “Живопись” М., 1995.

Наглядно-методическое обеспечение.

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
где работают художники; виды и жанры искусства; наш вернисаж; богатства земли Русской; техника безопасности; как прекрасен этот мир; информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Необходимо отвести достаточное место для стенда “Наш вернисаж”, где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для воды, палитры; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

В процессе занятий по данной программе педагог становится, с одной стороны, соавтором, а с другой организатором ситуации творчества, помогающим детям найти пути и методы реализации творческого замысла.

Основная форма общения – диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приёмов для воплощения замыслов.

Ребёнку обеспечивается возможность для максимального проявления творческой воли и активности на всех уровнях и в любой временной точке занятий.

Приложения:

Приложение 1.Тематическое планирование.

Приложение 2. Методические рекомендации к программе.

Приложение 3. Содержание.