Н.Носов "Фантазеры". Диалог героев - способ раскрытия их характеров

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2

Ключевые слова: добрые дела, урок-размышление, анализ произведения, 1-4 классы


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Образовательные: организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.
  • Развивающие: создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Введение в тему урока.

- Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

- Для этого вам нужно составить слово из букв:

з я а т ф а н и (фантазия)

- Подберите синонимы к слову фантазия.

(неправда, выдумка, небылица, воображение)

- Из словаря Ожегова:

Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

- Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

(фантазировать)

- Из словаря Ожегова:

Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

- Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

(фантазёр, выдумщик, сочинитель)

- Из словаря Ожегова:

Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

3. Постановка цели урока.

- Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

(понять, чем отличается неправда от фантазии)

Страна Вообразилия –
Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем
Сегодня мы читать.

- На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.

4. Открытие нового

- Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

(Мишутка и Стасик)

- Что можете о них сказать?

(любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

5. Кто лучший сочинитель?

- Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

Мне 140 лет.
Был большой, а стал маленький.
Могу реку переплыть, океан.
Напала акула, откусила голову, другая выросла.
Раздавил автобус.

- Прочитайте, что придумывал Стасик.

Мне 95 лет.
Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
Мог море переплыть.
Раньше летать умел, потом разучился.
Крокодил съел, а потом выплюнул.
На луну летал.

- Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

(Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)

6. Давайте подумаем

- А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

(враки, враньё)

- Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?

(Нет, фантазия никому вреда не приносит.

Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

- Чем отличается врун от фантазёра?

- Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

- Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

- Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

(Игорь)

- Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

(Вот врут – то! И вам не стыдно?

“Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

- Что значит презрительно?

(неуважительно, с отвращением)

- Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

- А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

(Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

- Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

(Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

- Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

- Что можете сказать об истории Игоря?

(Это не фантазия. Это было на самом деле.

Игорь поступил нечестно.

От его слов пострадала сестрёнка.)

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм, ээээ?

(Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

7. Фантазировать легко?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

(нет фантазии)

- Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

(Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

(Игорь поступил подло.
Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
Игорь обманул не только Иру, но и маму.
Он врун и обманщик.)

- Как назвали Игоря мальчики?

(брехун)

- Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

- Почему автор его использовал?

(автор осуждает поступок Игоря)

- Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

(Иру)

- Какое у неё было настроение?

(грустное)

- Какие слова помогли это понять?

(глаза у неё были заплаканные)

- Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

- А как бы вы утешили девочку?

(Не переживай, Ира.
Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

- Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

- Какие слова в тексте подтверждают это?

(Ира засмеялась.)

8. Давайте подумаем

- Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)

- Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.

3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

21, 14, 29, 19, 6, 13

А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

вымысел

21, 14, 29, 19, 6, 13

умысел

- Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.

Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.

Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

- Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?

(вымысел – Мишутка и Стасик,

умысел – Игорь)

9. Чтение по ролям

- Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)

1 диалог – Мишутки и Стасика.

2 диалог – разговор с Игорем.

3 диалог – встреча с Ирой.

10. Работа в паре

Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)

1) Запишите фамилию, имя, отчество автора произведения.

2) Вставьте пропущенные слова:

Мишутка и Стасик сидели ... на скамеечке и разговаривали.

а) во дворе

б) в саду

в) в лесу

3) Игорь намазал Ире вареньем ...

а) нос

б) щёки

в) губы

4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?

а) 1

б) 2

в) 3

5) Почему автор озаглавил рассказ “Фантазёры”?

а) дети сочиняли смешные истории

б) дети обманывали

в) рассказ о детях

6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.

- Проверим работу.

1) Николай Николаевич Носов

2)  в саду

3) губы

4) 1

5) дети сочиняли смешные истории

6) Жизнь дана на добрые дела.

- Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?

11. Фантазировать легко?

- А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)

- Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.

12. Итог урока

- Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

(понять, чем отличается неправда от фантазии)

- Достигли мы этой цели?

- Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

(главные герои фантазируют без злого умысла)

- Чему учит нас рассказ?

(выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

- Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

- Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

13. Рефлексия

- Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

  • получилось отлично
  • не все задания выполнил так, как хотел
  • получилось не так, как хотелось

14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

  • 1 – пересказ диалога (по выбору);
  • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
  • 3 – сочинение собственной небылицы.