Интегрированный урок (музыка + литература + ИЗО) "О красоте земной в творчестве П.И. Чайковского и М.М. Пришвина"

Разделы: Литература, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Обучающая: проверить, закрепить и расширить знания учащихся по творчеству М.М.Пришвина; способствовать познанию природы детьми; ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
  • Развивающая: развивать наблюдательность и пытливость в отношении к родной природе; помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное и заботливое отношение к окружающему миру, стремление защитить его.

Оборудование: компьютер, видеоаппаратура, видеокассета “Времена года” П.И.Чайковского, проигрыватель, портреты А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, И.И.Левитана, М.М.Пришвина, И.И.Шишкина, выставка книг, тексты очерков, рисунки учащихся (иллюстрации к очеркам) и творческие работы (мини-сочинения).

Подготовка учащихся к уроку:

  • прочитать миниатюры М.М.Пришвина из “Времён года”: “Голубые тени”, “Красные шишки”, “Осинкам холодно”, “Поздняя осень”, “Деревья в снегу”;
  • повторить из теории литературы изобразительно-выразительные средства языка (что такое метафора, сравнение, эпитеты, олицетворение);
  • создание мини-сочинений по собственным наблюдениям за природой в разные времена года;
  • подготовить небольшие сообщения о каждом месяце года (консультация учителя музыки);
  • выполнить зарисовки (рисунки) к миниатюрам М.М.Пришвина.

Ход урока

Природа – вечный образец искусства.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Вступительное слово.

Учитель литературы: Сегодня у нас необычный урок. Наше внимание будет обращено к фортепианному и литературному циклу “Времена года”. В этих миниатюрах отражено настроение сезона – весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть и зимние грёзы. Композитор П.И.Чайковский и писатель М.М.Пришвин вложили в них всю свою огромную любовь ко всему родному – к русскому человеку, русской природе, русскому складу ума, русским обычаям.

Михаил Пришвин – тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днем, год за годом записывал он голоса леса, воды, лета, осени. На уроке мы обсудим и ваши творческие работы.

Миниатюры Пришвина очень живописны, красочны, наполнены звуками и ароматами, то есть всё многообразие окружающего мира писатель переносит средствами языка в свои небольшие зарисовки. Но этим не ограничивается богатство его очерков. Они насыщены чувством и мыслью автора и, следовательно, носят лирико-философский характер.

Описание природы начинается с весны. Весна, особенно ранняя, – самое любимое время года для М.М. Пришвина. Он даже придумал образное выражение – весна света, – символизирующее радость жизни.

4. Работа по теме урока. Раздел “Весна”.

Миниатюра “Голубые тени”

- Что описал Пришвин?

- Какие образы здесь преобладают: звуковые или цветовые? (цветовые)

- Назовите их. (пороша; сверкающие блёстки; солнце; сверкающая пороша; голубой и прекрасный).

- Какими красками наполнена картина?

- “Перед нами во всём великолепии предстаёт солнечный весенний день, когда ещё не сошёл снег с полей и с лесных полян”. Что вы можете сказать об авторе этих строк? (что он человек добрый и любит всё живое на земле. У него даже кустик старого полынника, репейника, былинки, травинки выглядят голубыми и прекрасными).

- Почему в тексте рядом стоят два слова: “голубой” и “прекрасный”?

- Давайте посмотрим, какие художественно-изобразительные средства использует писатель.

- Какие сравнения и с какой целью приводит писатель?

- Какого цвета бывают тени? От чего зависит их цвет?

- Как относится автор к тому, что он видит?

Вывод: в нескольких лирически окрашенных строчках Пришвин создаёт живописную картину весеннего дня, используя выразительные языковые средства.

- А как вы описали в своих мини-зарисовках весну?

(дети зачитывают свои миниатюры о весне)

Учитель музыки: (читает стихотворение под звуки музыки)

“Тихо, тихо, сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит
И ведёт нас за собой”.

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским.

То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, который назывался “Новеллист”- от слова “новелла” - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться “Времена года”.

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

(Сообщения учеников)

“Март”

Музыка первого месяца весны называется “Песня жаворонка”. Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

У русского художника Левитана есть картина, которая называется “Март”. Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

“Апрель”

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

“Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
“Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?”.

“Зелёная ножка”, ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка “Апреля”. Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках. Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

“Май”

Музыка “Мая” грустно задумчивая. Композитор назвал её “Белые ночи”. Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А.С.Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

“Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц”.

Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П.И.Чайковского. Музыка “Мая” не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

5. Раздел “Лето”.

Миниатюра “Красные шишки”.

(Анализ миниатюры по вопросам учителя литературы: выявление образов, нахождение языковых средств, наблюдение за настроением очерка, слогом писателя, звуками и красками, которые использует автор и т.д.)

(Чтение творческих работ учащихся)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

“Июнь”

Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка “Июня”? П. И. Чайковский назвал пьесу “Баркаролой”. Слово это родилось в Италии, и переводится оно “лодочная” или “песня в лодке”, потому что “барка”, по-итальянски и означает “лодка”. Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю “Баркаролу”. Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и, кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком. Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

“Июль”

Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка “Июля” рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её “Песня косаря”. Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

“Август”

Эту пьесу композитор назвал “Жатва”. Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в “Песне косаря” ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка “Жатва” звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка “Жатва” хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем “Песня косаря”.

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

“Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге

Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают

6. Раздел “Осень”.

Миниатюра “Осинкам холодно”.

- Как Пришвин описывает наступление осени? (стало холодно и осинки вышли, как будто погреться на опушку; сравнение)

- Какие слова здесь являются ключевыми? (разноцветные, вышли погреться)

- Пришвин рисует словами картину наступления изменений в природе – от тепла к похолоданию, и это всё заключено всего лишь в двух словосочетаниях: разноцветные осинки и на опушке елового леса. А при помощи сравнения (как будто им там...) усиливается впечатление от наступления осени. Образы очень яркие. Есть и второе сравнение. Какое? (“как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках”)

- Создаётся ещё один сюжет, теперь из жизни людей.

Миниатюра “Поздняя осень”.

- Какие образы мы может выделить в этой миниатюре? (берёзка с золотыми листиками, “как обмерла, так и осталась”; “рябина сморщится и станет “сладкой””, муравей, стрекоза).

- Какое сравнение использует писатель, говоря об осени? (“...как узкий путь с крутыми поворотами”).

- О чём говорит это сравнение? (о том, что осенью погода очень изменчива).

- Как действует поздняя осень и ранняя весна на настроение человека? (осенью человек думает: “Вот переживу эту зиму и ещё одной весне обрадуюсь”. А ранней весной он получает радость без всяких заслуг: “...придёт весна, ты оживёшь в ней и полетишь, как стрекоза, вовсе не раздумывая о муравье”).

(Чтение мини-сочинений об осени)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

“Сентябрь”

Начинается “Сентябрь” с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется “Охота”

“Октябрь”

Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Пьеса “Октябрь” называется ещё “Осенняя песня”. Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды. Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

“Унылая пора, очей очарованье”, - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов. Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

“Ноябрь”

Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка “Ноября” называется “На тройке”.

Слушаешь её, и, кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.

“Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам”. Так писал А. С. Пушкин.

7. Раздел “Зима”.

Миниатюра “Деревья в снегу”.

- Какие образы использует писатель в этой миниатюре?

- Назовите сравнения.

- Назовите новый для вас образ. (тишина)

- Почему вы так решили? (в зимнем лесу очень тихо: не слышно птиц, они улетели, деревья не шумят, потому что на них много снега).

- И в этой тишине у человека появляются мысли, уводящие в сказочный мир. Какие же? (“Отчего... они (фигуры из снега) ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?” Так тихо, что, когда полетел снег, казалось, был слышен шёпот снежинок).

- В зимнем лесу, в отличие от летнего и особенно весеннего, устанавливается таинственная, снежная тишина.

Годовой круговорот завершился.

(Чтение мини-сочинений)

Учитель музыки:

(Сообщения учеников)

“Декабрь”

Это последняя пьеса из альбома “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме “Времена года” последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.

“Январь”

Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название “У камелька”. “Камелёк” - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка “Января” вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.

“Февраль”

“И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить”.

Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка “Февраля”. Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

8. Итог урока.

9. Выставление оценок.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение на одну из тем:

1. Моё любимое произведение М.М.Пришвина.

2. Миниатюры “Времена года” и музыка.

3. Каким я представляю себе М.М.Пришвина.

4. Прогулка в лес (в поле, на речку...). (На основе личных наблюдений и впечатлений.).

5. Чем интересны “Времена года” Чайковского?

Приложение.