Урок по теме "Горожане и их образ жизни". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цель: формирование представления о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить формирование умений задавать вопросы, анализировать и оценивать информацию. Развитие навыков работы в группе.

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М. Просвещение.

Приёмы: вопросительные слова, чтение с остановками, синквейн.

Стадия вызова

Продолжительность 15 минут.

Задачи:

  • пробуждение интереса к получению знаний по данной теме;
  • постановка учениками собственных целей обучения.

Ребята, сегодня мы поговорим о горожанах, проживающих в средневековых городах и их образе жизни. Выясним, как складывались новые отношения, ценности в городских условиях. На доске записаны вопросительные слова: Кто? Что? Где? Когда? Как? Какие? Почему? Каким образом? Какая взаимосвязь?

Используя данные слова и название темы урока, составьте вопросы, на которые вам хотелось бы получить ответы. Учащиеся 1 ряда составляют вопросы со словами: Кто? Когда? Почему? Учащиеся 2 ряда составляют вопросы со словами: Что? Как? Каким образом? Учащиеся 3 ряда составляют вопросы со словами: Где? Какие? Какая взаимосвязь? Работа выполняется индивидуально, затем в группах. От каждой группы предлагается выдвинуть самые интересные и значимые вопросы. Учитель записывает их на доске:

  1. Кто такие горожане?
  2. Кто помогал горожанам?
  3. Когда появились горожане?
  4. Почему их называют горожане?
  5. Почему шла борьба между городскими бедняками и богачами?
  6. Что делали горожане?
  7. Как жили горожане?
  8. Как общались горожане друг с другом?
  9. Как одевались горожане?
  10. Каким образом общались городские жители?
  11. Каким образом горожане отличались от крестьян и феодалов?
  12. Где жили горожане?
  13. Где постоянное место жительства горожан?
  14. Какие истории случались в жизни горожан?
  15. Какие горожане имели больше прав?
  16. Какие улицы были у горожан?
  17. В каких домах жили горожане?
  18. Какой образ жизни вели горожане?
  19. Какая взаимосвязь между горожанами и феодалами?
  20. Какая взаимосвязь межу горожанами?
  21. Какая взаимосвязь между образом жизни крестьян и горожан?

Стадия Содержания

Продолжительность 20 минут.

Задачи:

  • проверка собственных предположений. Посредством изучения информации о горожанах и их образе жизни;
  • поиск ответов на собственные вопросы.

Учащиеся работают индивидуально, по частям (с остановками) читают текст учебника и рассматривают иллюстрации, работая со своими списками вопросов. Во время остановок учитель просит детей посмотреть в свой список вопросов и отметить те, на которые получены ответы. Затем работают в группах со своими списками вопросов. Коллективное обсуждение полученной информации. Каждая группа зачитывает свои вопросы и сами дают на них ответы.

Стадия размышления

Продолжительность 10 минут.

Задачи: осмысление полученных знаний по изученной теме. Давайте подведём итоги. В тетрадях напишите, пожалуйста, синквейн: 1 и 2 группы – ратуша, 3 группа – средневековый горожанин.

Порядок написания синквейна:

  • Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвёртая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Прочитайте синквейны в группах. Выберите 1-2 синквейна для чтения в классе.

Творческие работы учащихся

Ратуша
Большая, красивая
Возвещает, размещает, привлекает
Здание городского совета
Администрация
Сунцов Виталий

Ратуша
Высокая, роскошная
Возвышает, венчает, радует
Возвышается над городом
Совет
Власова Александра

Ратуша
Красивая, многообразная
Возвещает, принимает, командует
Размещается зал заседаний
Площадь
Плетенёв Константин

Ратуша
Красивая, великолепная
Принимает, возвещает, размещает
Привлекает горожан
Городской совет
Биянов Иван

Ратуша
Городская, большая
Возвещает, командует, сооружает
Городские часы и набатный колокол
Башня
Фёдорова Анна

Средневековый горожанин
Бедный, работящий
Работает, живёт, трудится
Тяжёлая работа
Труд
Тахирова Гюнель

Средневековый горожанин
Богатый, знатный
Подражает, проживает, управляет
Городская знать – патриции
Купец
Кутявина Анна