Слова, обозначающие положение предметов в пространстве

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Занятие разработано для детей с оптико-пространственными видами дисграфии (2-3 класс)

Цель: Закрепить представления о положении предметов в пространстве по отношению друг к другу;

Задачи:

  • совершенствовать представления о схеме тела человека;
  • отрабатывать навыки анализа расположения объектов во внешнем пространстве;
  • закреплять понимание и употребление в собственной речи:
    а) предлогов над, под, из-под, между;
    б) предлогов перед, за, из-за;
    в) понятий слева, справа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Слова, обозначающие положение предметов в пространстве», кубики Никитина (лего или подобные), «фотографии» с Бабой Ягой для составления предложений, маски-ободки с героями сказки «Репка».

Ход занятия

1. Орг. момент. (Слайд 1 - заставка)

Логопед: - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня опять будет необыкновенное занятие. Послушайте песню, посмотрите клип и скажите, что случилось с бабой Ягой?

(Слайд 2, клип идёт гиперссылкой по щелчку по картинке с бабой Ягой)

Дети: - Баба яга загрустила и чихает, наверное, заболела.

Логопед (слайд 3): - А что это тут делает чёрный кот?

Кот: (щелчок мышью) -Мяу! Помогите, пожалуйста, моей старушке. После болезни летать разучилась, ступой командовать не может, в деревья врезается. Совсем забыла, что такое над, под, перед, за, справа, слева. Помогите, спасите бабусю Ягусю.

2. Введение в тему.

Логопед: - Ребята, зачем же появился любимый кот бабы Яги?

Дети: - Кот пришёл попросить нас ей помочь.

Логопед: - Чтобы помочь бабусе Ягусе, что надо сделать?

Дети: - Объяснить ей, где верх и низ, что означают такие слова как над – под, из-под, между, слева – справа, перед – за, из-за.

Логопед: - Совершенно верно, это значит, что мы должны напомнить Ягусе при помощи каких слов можно обозначить положение предметов в пространстве. Попробуйте сформулировать тему занятия

Дети: - Тема занятия: Слова, обозначающие положение предметов в пространстве. (Слайд 4)

3. Закрепление и обобщение ранее изученного материала.

Логопед: - Первым делом, напомним бабусе, что обозначают предлоги над-под, между и из-под. (Слайд 5)

Дети: - Над – это значит выше, под – это значит ниже, а положение предмета в середине можно назвать словом между. Если предмет находится под чем- то, мы достаём его из-под чего-то.

Баба Яга (слайд 6, щелчок мышью): - Поняла, поняла: голова над туловищем, ноги под туловищем, башмаки мои из-под юбки выглядывают. А теперь я вам загадки буду загадывать: (щелчок мышью – баба Яга задаёт вопрос):

- Покажите то, что выше носа, но ниже бровей? (Глаза.)

- Покажите то, что ниже бедра, но выше голени? (Колено.)

- Покажите то, что над предплечьем, но под плечом? (Локоть.)

- Назовите то, что подо лбом, но над глазами? (Брови.)

- Назовите то, что над стопой, но под голенью? (Щиколотка, лодыжка, голеностоп.)

- Назовите то, что под предплечьем, но над ладонью? (Запястье.)

- Так где же находится запястье? Скажите по-другому. (Между.)

Кот (слайд 7, щелчок мышью): - А можно я вам дам задание? Постройте башню из кубиков таким образом, чтобы жёлтый кубик был над красным, но под синим.

Для работы используется набор из цветных кубиков Никитина, лего или подобный. Проверка результата построения башни осуществляется по экспозиции на экране. (Слайд 8)

Кот: (щелчок мышью) - А теперь белый кубик будет под жёлтым, но над красным. (Проверка - слайд 9)

Кот: (щелчок мышью) - Синий кубик между красным и белым, а красный выше всех. (Проверка - слайд 10)

Баба Яга (слайд 11): - А я вот ребятам фотографии приготовила про меня любимую. Составьте по ним предложения, используя предлоги над, под и из-под и запишите-ка мне их, чтобы я не забыла. (Слайд 12)

Дети записывают предложения («комментированное письмо»), выделяя предлог зелёным овалом, часть детей выполняет задание по карточкам: «Вставьте пропущенные предлоги». Используется дифференцированный подход, учёт индивидуальных возможностей.

Дети: - Горыныч кружит над бабой Ягой. Летающая тарелка зависла под Ягой. Ягуся в ступе замерла между Горынычем и летающей тарелкой.

Летающая тарелка выскользнула из-под бабуси Ягуси.

Кот: (слайд 13) - С понятиями выше – ниже, над и под вы уже познакомили мою бабусю Ягусю, а теперь объясните ей, что значат слова перед и за.

Логопед: - Чтобы баба Яга поняла что такое перед и за, давайте вспомним, кто помог деду вытащить сказочную репку. (Слайд 14)

Детям раздаются маски-ободки с героями сказки «Репка». Происходит реконструкция финальной сцены.

Ребёнок в роли автора строит детей в колонну, в соответствии с их ролью:

- Дедка за репку, бабка за дедку, …

Логопед: - Расскажите за кем, перед кем и между кем находится ваш герой.

Ребёнок в роли бабки: - Я бабка, стою за дедкой, но перед внучкой, значит между дедкой и внучкой…

Логопед: - Внучка, выгляни из-за бабки. (Ребёнок в роли бабки выполняет просьбу.) Что ты сделала, внучка? («Я выглянула из-за бабки».) Какой же предлог помог описать это действие? (Из-за.)

Дети по очереди выглядывают и говорят: - Я выглянул(а) из-за…

Логопед: - А теперь садитесь на места, мы составим предложения с предлогами перед, за, из-за и запишем на память бабе Яге. (Слайды 15,16)

Дети: - Баба Яга стоит перед избушкой. Яга спряталась за избушкой. Нос Ягуси виднеется из-за избушки. Бабулечка Ягулечка вышла из-за избушки.

Баба Яга: (слайд 17) - Вспомнила: за - это когда позади кого-то, перед – это когда впереди кого-то, а из-за - это выдвигаться из-за чего-нибудь надо. Только вот, что значит справа – слева пока не вспоминается. Подскажите бабусе Ягусе.

Логопед: - Покажите, ребята, где у вас левая рука. Дотроньтесь правой рукой до левого предплечья, левой рукой до правой голени, левой рукой до левой лопатки, правой рукой до правого виска. А что значит справа от…?

Дети: - Это значит ближе к правой руке.

Логопед: - Чтобы баба Яга это лучше запомнила, научим играть её в игру «Хлоп-хлоп – правая рука!»

Дети встают по кругу. Один ребёнок – ведущий - говорит:

«Хлоп-хлоп Все хлопают
Правая (левая) рука Вытягивают правую (левую) руку в центр
Ну-ка, Даша, встань справа (слева) от меня!» Даша встаёт справа (слева) от ведущего и говорит, становясь сама ведущей, те же слова, заменяя только имя.

И так дети меняются местами несколько раз. Если каким-то ребёнком трудно усваиваются понятия право-лево, то на его левую руку надевается маркер: шерстяная нитка или резинка для волос и т.д.

Логопед: - Садитесь на места и посмотрите на экран. Какую сказку вспомнила наша Ягуся?

Дети: - Иван царевич и серый волк.

Логопед: - Давайте составим предложения со словами справа – слева и запишем бабусе Ягусе «напоминалочку». (Слайд 18)

Серый волк стоит слева от Бабы Яги, а Иван-царевич - справа. (Слайд 19)

Серый волк предлагает косметику Ягусе, находясь справа от неё, а Иван-царевич улыбается, стоя справа от Яги.

Баба Яга (слайд 20): - Ой, уважили старушку. Теперь точно безопасно летать буду в ступе! И хочу вам сказать, догадайтесь, что. А поможет вам волшебный навигатор:

Логопед: Баба Яга будет загадывать буквы, а вы ищите их по волшебному навигатору и записывайте в тетрадь. Из этих букв соберите слово, которое хочет вам сказать Баба Яга.

Баба Яга:

  • Первая буква слева от буквы В.
  • Вторая буква под буквой Ж.
  • Третья - над буквой Е.
  • Четвёртая - между буквами В и Д.
  • Пятая - между буквами Й и У.
  • Шестая - справа от буквы Г.
  • Седьмая - слева от буквы Б.
  • Восьмая - над буквой Х.
  • И последняя - под буквой Щ.

Дети: - Получилось слово «благодарю».

Баба Яга (слайд 21): - Ну и молодцы же вы! До свидания!

Кот: - Спасибо за помощь! До новых встреч!

4. Итог занятия.

Рефлексия.