Проект "Русская Масленица"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Продолжить знакомить детей с народными традициями.
  • Воспитывать гармоничные личности на народных традициях.
  • Формировать и развивать навыки научной и творческой работы.
  • Развитие патриотических чувств.
  • Развитие самостоятельности детей на основе желания самих детей.

Задачи:

  • Сбор всевозможной информации о народных традициях.
  • Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
  • Развивать эстетический вкус, положительные эмоции, здоровый оптимизм.
  • Приобщать к полезной деятельности.
  • Воспитывать осознанное отношение к здоровью.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение; учебная, справочная, художественная, энциклопедическая литература; краеведческий фольклорный материал; сканер, компьютер.

Основные участники: классные руководители1-4 кл., 9кл.

Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь школы, учитель трудового обучения, руководитель школьного музея.

Общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

  • навыки работы с различными источниками информации.
  • умения анализировать имеющийся материал.
  • умение делать выводы, выделять главное.

Мотивация к познанию, работе:

а) личный интерес учащихся
б) самореализация.

Предполагаемые «приращения»:

  • новое содержание и новый взгляд на данную тему
  • изучение старых и новых традиций в прикладном, художественном творчестве.
  • новые методические (практические) приёмы (работа с различными источниками информации).

Форма проведения: спектакль, игра.

Предмет: патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание школьников

Возраст: 1-4кл., 9кл.– шефская работа.

Количество учащихся: 27+11=38 учеников + гости.

Форма работы: внеурочная.

Развитие навыков

  • самостоятельной работы с различными источниками
  • самостоятельного принятия решения
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информации
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании, работе с источниками информации, анализе её
  • самоанализа и рефлексии.

Характеристика:

  • познавательный
  • воспитательный
  • гибкий
  • внутришкольный
  • групповой
  • долгосрочный
  • личностно-ориентированный

Осуществление проекта:

I этап: подготовка; выбор и обоснование темы;

II этап: планирование: мозговой штурм; деление на группы; распределение обязанностей по интересам.

III этап: поиск информации; выделение главного, более интересного и значительного материала.

IV этап: презентация в виде общего мероприятия. Спектакль, игра.

Сжигание чучела Масленицы.

V этап: оценка результатов (поедание блинов)

Презентация классов

1 Класс.

Декламируют «Загадку»:
Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Вопрос: Куда едет Дедушка Егор со всем своим семейством?

(Выслушать различные варианты ответов).

Правильный ответ: К тёще на блины.

2 Класс.

Поговорки о масленице:

  1. Не житьё, а масленица.
  2. Не всё коту Масленица.
  3. Масленица – объедуха, деньгам приберуха.
  4. Широкая Масленица 7 дней гуляет.
  5. Масленица – блиноеда, Масленица-жироеда, Масленица-оберуха, Масленица-обмануха.
  6. Масленица несла блинов чугуны, надорвала животы.
  7. Блины на Масленицу и то надоедают.
  8. На Масленицу блины-самые вкусные.

(Вариантов может быть сколь угодно много)

3 Класс.

Поговорки о блинах:

  1. Блин добро не один.
  2. Блины брюха не портят.
  3. Блин не клин, брюха не расколет.
  4. Хороша та хозяйка, что блины растворить умеет.
  5. Первый блин комом.
  6. Дело-блин.
  7. Масленица идёт, блин да мёд несёт.
  8. Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны.

(Вариантов может быть сколь угодно много)

4 Класс.

Песня «Блины»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.

    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои.
    Ой блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,
2 часа блины ходили!

Моя старшая сестрица
Печь блины– то мастерица

Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.

На поднос она кладёт
И к столу сама несёт.

Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

9 Класс.

1. Первый ученик

Масленица, Масленица,
Блинами попеканщица!
Пришла раненько.
Встретили мы тебя хорошенько!
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом!

2. Второй ученик

– Ребята, а кто знает, что такое Масленица?

3. Третий ученик

– Какие вы знаете поговорки о Масленице? (2 класс)

4. Четвертый ученик

Каждый день масляной недели имеет своё название.

понедельник – встреча масленицы.
вторник – заигрыш.
среда – лакомка, сыроежка.
четверг – широкий четверг, четверток.
пятница – тёщины вечёрки.
суббота – золовкины посиделки.
воскресенье – прощеный день, проводы зимы.

5. 1 класс! Ваш выход!

6. Пятый ученик

– Без чего не бывает Масленицы? (Нет Масленицы без блинов.)

(4 класс поют песню «Блины»)

7. Шестой ученик

– Какие вы знаете поговорки о блинах? (3класс)

8. Седьмой ученик

Прощай, Масленица
Прощай, Масленица, пересмешница!
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам горькой редьки хвост!

9. Восьмой ученик

– Вечером в воскресенье на улице жгли костёр, сжигали Масленицу– соломенное чучело.

Встаем все в хоровод вокруг костра и поём:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Гори, гори ярче,
Будет лето жарче,
Прощай, Масленица, прощай,
Через годик приезжай!

В это время целесообразно поиграть в старинную, русскую игру, которая называется «Бояре, а мы к вам пришли».

Мальчики начинают, а девочки им отвечают.

(1) Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
(2) Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
(1) Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
(2) Бояре, а какая нужна,
Молодые, а какая нужна?
(Мальчики советуются)
(1) Бояре, нам вот эта нужна
(все показывают)
Молодые, нам вот эта нужна.
(2) Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.
(1) Бояре, а мы вылечим её,
Молодые, а мы вылечим её.

(2) Бояре, чем лечить будете,
Молодые, чем лечить будете?
(1) Бояре, мы ей пряничка дадим,
Молодые, мы ей пряничка дадим.
(2) Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
(1) Бояре, а мы к доктору сведём,
Молодые, а мы к доктору сведём.
– Открывайте пошире ворота!

«Невеста» бежит в другую команду, стараясь разорвать цепи из рук. Если ей это удаётся, то она по своему выбору забирает одного игрока и уводит в свою команду. Если же нет, то остаётся в другой команде. Затем игру продолжают девочки.

(1) Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
(2) Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?

(1) Бояре, нам жених нужен,
Молодые, нам жених нужен.
(2) Бояре, а какой нужен,
Молодые, а какой нужен?

(Девочки советуются)
(1) Бояре, нам вот этот нужен,
Молодые, нам вот этот нужен.
(2) Бояре, он ленивый у нас,
Молодые, он ленивый у нас.

(1) Бояре, а мы кнутиком его,
Молодые, а мы кнутиком его.
(2) Бояре, а он кнутика боится,
Молодые, а он кнутика боится.

(1) Бояре, а мы плёточкой его,
Молодые, а мы плёточкой его.

– Открывайте пошире ворота!

(Фантазия играющих неистощима)

Так как все дети принимали самое активное участие не только в проведении, но и в подготовке данного мероприятия, не лишним будет посадить всех за стол и накормить блинами, принесенными самими детьми. Если будет такая возможность, подать к столу можно повидло, красную икру, печеные яйца (естественно, что все эти вопросы должны быть согласованы с родителями).

Заключение:

  • саморазвитие личности
  • коммуникативные связи
  • удовлетворение от работы
  • развитие творческой активности
  • познание культуры своего народа
  • воспитание патриотизма
  • развитие самостоятельности

Хороша была Масленица в этом году!

Проводим мы тебя хорошенько!