Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Разделы: Начальная школа


Cпецификация контрольной работы по русскому языку за курс начальной школы

1. Цели контрольной работы:

1. определение уровня усвоения учащимися основных знаний и умений к концу обучения в начальной школе;

2. сформированность способов учебной деятельности:

а. воспринимать учебную задачу;

б. контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания;

в. использовать свои знания в новой нестандартной ситуации.

2. Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам учащихся 4-го класса четырёхлетней начальной школы.

Содержание работы определено на основе следующих документов:

- Обязательный минимум содержания начального общего образования и требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу // Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2001.

- Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу // Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2001.

- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4 кл.) в двух частях. – М.: Просвещение, 2001.

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Часть 1. Начальная школа. Основная школа. – М.: Министерство Образования Российской Федерации, 2003.

3. Отбор и распределение заданий.

Задания контрольной работы составлены на материале следующих блоков содержания: фонетика, состав слова, орфография, синтаксис, грамматика, лексика, пунктуация.

Блоки содержания Число заданий в тесте (%)
1. Фонетика 2 13 %
2. Словообразование 2 13 %
3. Орфография 6 41 %
4. Морфология 2 13 %
5. Пунктуация 1 7 %
6. Речевая деятельность 2 13 %

4. Структура тестовой работы.

Проверочная работа содержит 15 заданий, различающихся по содержанию, сложности и типу.

По своей сложности задания работы могут быть разделены на три группы.

Первая группа – базовые задания, которые составляют 73 % от всех заданий работы (11 заданий). Они проверяют, как усвоены учащимися требования программы. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках русского языка, а соответствующие знания и умения должны быть хорошо усвоены большинством учащихся.

Вторая группа - задания повышенной сложности. Они составляют 13 % от всех заданий (2 задания). . Эти задания не превышают требований программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми, например, они даются в непривычной для четвероклассника формулировке, или их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика. Сложность заданий связана с тем, что наряду с усвоением знаний проверяется также сформированность общеучебных умений и познавательной деятельности учащихся.

Третья группа – задания высокого уровня сложности. Они составляют 13 % от всех заданий (2 задания). Сложность этого задания связана с тем, что их выполнение требует владения умениями выделять существенные признаки и обобщать, умением найти несколько оснований для классификации, составлять содержательное и стилистически точное продолжение к тексту.

В проверочной работе используются три типа заданий:

- задания с выбором ответа (10 заданий из 15), к каждому из которых предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный;

- задания с развернутым ответом (5 заданий из 15).

Номер задания Блок содержания Объект контроля Уровень сложности Тип задания
№1 3 Умение различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные Б Выбор ответа
№2 3 Умение производить проверку безударной гласной в корне слова Б Выбор ответа
№3 2 Понимание морфемного состава слова Б Выбор ответа
№4 1 Умение производить звуковой анализ слова Б Выбор ответа
№5 3 Умение определять и записывать безударные падежные окончания имен существительных Б Выбор ответа
№6 3 Умение определять и записывать безударные падежные окончания имен прилагательных Б Выбор ответа
№7 3 Умение писать слова с непроизносимыми согласными Б Выбор ответа
№8 1 Умение делить слова на слоги, определять ударный слог Б Выбор ответа
№9 4 Умение вычленять в предложении основу, определять типы склонения имен существительных. Б Выбор ответа
№10 2 Умение определять место орфограммы П Выбор ответа
№11 4 Умение определять падеж, различение имен прилагательных и существительных. Б Развернутый ответ
№12 5 Умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. Б Развернутый ответ
№ 13 3, 4 Осуществление классификации слов по существенным признакам В Развернутый ответ
№ 14 6 Умение восстанавливать деформированный текст. П Развернутый ответ
№15 6 Умение составлять содержательное и стилистически точное продолжение к тексту. В Развернутый ответ

5. Время выполнения работы – 45 минут (без учета времени на объяснение)

6. Оценка выполнения заданий.

За задание выставляется 0 баллов, если ученик не приступил к его выполнению.

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа ( задания № 1 - 10) то выставляется: 0 или 1 балл.

- 1 балл ставится, если выбран правильный ответ.

- 0 баллов ставится, если выбран неправильный ответ.

За правильное выполнение 11 задания выставляется 2 балла

(по одному баллу за каждое прилагательное)

За правильное выполнение 12 задания выставляется от 0 до 2 баллов (за неправильно поставленную запятую балл снимается)

- 2 балла (правильно поставлены две запятых);

- 1 балл (правильно поставлена одна запятая);

- 0 баллов (запятые не поставлены или поставлены неправильно)

За выполнение 13 задания выставляется от 0 до 2 баллов:

- 0 баллов, если все задание выполнено неверно;

- 1 балл, если слова распределены по группам правильно, но неверное объяснение;

- 2 балла, если классификация выполнена верно (определен существенный признак).

Дополнительное задание не оценивается, а рассматривается как умение видеть учениками разные категории классификации.

За выполнение 14 задания выставляется от 0 до 1 балла

- 0 баллов, если все задание выполнено неверно;

- 1 балл, если порядок предложений правильный.

За выполнение 15 задания выставляется от 0 до 2 баллов:

- 0 баллов, если все задание не выполнено;

- 1 балл, если составлено 1 — 2 предложения, или предложения не соответствуют началу текста;

- 2 балла, если всё задание выполнено верно (составлено содержательное и стилистически точное продолжение к тексту.

Максимальное количество баллов – 19

17 – 19 баллов – высокий уровень ( “5”)

13– 16 баллов – уровень выше среднего (“4”)

10 – 12 баллов – средний уровень (“3”)

9 баллов и менее – низкий уровень (“2”)

Анализ контрольной работы по русскому языку для учащихся 4-х к апрель 2008 г.)й работы по русскому языку для учащихся 4-х класов лассов

Школа _________________________________________________

Учитель ________________________________________________

Класс ________________

УМК ___________________________________________________

Количество учащихся по списку________

Выполняло работу________ чел. _______%

№ заданий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Количество человек, выполнивших верно                         а) б)    
   
%                                
Не приступили к выполнению задания                                
%                                

 

Уровни выполнения Количество баллов Количество обучающихся % от числа выполнявших работу
Высокий “5” 19 баллов    
17-18 баллов    
Выше среднего “4” 13 – 16 баллов    
Средний “3” 10 – 12 баллов    
Низкий “2” 9 и менее баллов    

 

Выполнение работы по уровням сложности. Количество обучающихся % от числа выполнявших работу
Выполнили задания базового уровня.    
Выполнили задания повышенного уровня.    
Выполнили задания высокого уровня.    

 Приложение "Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы"