Урок этики "Не стесняйтесь своей доброты". 7-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика

Класс: 7


Цель: сформировать представление о нормах этического поведения в отношениях с людьми и ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении.

Задачи:

  • сформировать стремление к доброте;
  • включить учащихся в систему упражнений, ситуаций нравственного выбора с целью развития, осознания и закрепления полученных представлений;
  • развивать у учащихся способность к эмпатии, нравственную оценку поведения.

Понятия: добро, зло.

Методы: игра, рассказ, исследование, беседа, самооценка.

Тип урока: получение новых знаний.

Средства обучения: ТСО, раздаточный материал.

Материалы: бусины, символическая урна, бумага, ручка, фрагменты мультфильмов, карточки для упражнения, фломастеры.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы продолжаем этический диалог. А какую тему и какие понятия будем изучать сегодня на уроке, мы выясним методом исследования. Обратите внимание на экран записаны высказывания и в них пропущены слова (слайд):

  • Слушайся :::::::: людей, на путь наведут.
  • Кто ::::::::: творит, тому зло не вредит.
  • ::::::::::::слово и кошке приятно.
  • Мир не без ::::::::::: людей.
  • Истинная::::: заключается в благожелательном отношении к людям (Ж.Ж. Руссо)

  • Во внутреннем мире человека ::: - это солнце (писатель В. Гюго)

(Слово: доброта. Вписать в солнышко)

Психолог: (под приятную музыку). У меня в вазочке волшебные бусины. Я подойду к каждому из вас, и вы выберете ту бусину, которая вам больше всего понравиться. А теперь, когда вы выбрали бусину, сожмите ее в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Когда будете готовы откройте глаза.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, от того, что в классе собрались добрые сердечные люди.

Получение новых знаний

Учитель: (читается сказка).

“Звездная страна”

В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные, большие и маленькие, средние, огромные и совсем крохотные. Не было среди них похожих друг на друга. Но всех их объединяло одно общее свойство: душа звездочек была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом.

Но однажды пролетел над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть: “Как же так”, думает, “ни кто не воюет, ни кто ссорится, кругом мир и красота!” И не стало ему покоя. Задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело, а что бы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что в других странах веселее, интереснее, лучше живут. Заволновались звездочки, им тоже хотелось зажить еще интереснее и лучше. “А что нужно сделать для этого?”. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все нехорошие поступки, которые были когда то совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич.

- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида, - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая… Тонну мыла надо, чтобы такую грязнулю отмыть. Хи-Хи-Хи… Ха-Ха-Ха…

Кто-то подхватил, кто-то промолчал… Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала тускнеть и больше не светилась удивительным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.

- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звездочке Иоланте. Вот разъелась… Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с таким аппетитом. Ха-ха-ха…

Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть зеленая звездочка Иоланта. Пакость Пакостьевич подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.

- Ой, не могу… Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, только зря небо коптит. И снова зло расхохотался.

От таких слов погасла и Юта. И тут многие звездочки подхватив идею Пакость Пакостьевича, стали с большим удовольствием выискивать недостатки друг в друге и вспоминать те проступки, которые были совершены когда то.

Первой опомнилась совсем юная звездочка Люська. Она решила во что бы то ни стало спасти свою страну. Действовать нужно прямо сейчас, иначе будет поздно. И она начала на свой страх и риск.

Люська вместо недостатков стала находить в людях достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде и сказала ей: “Ты добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали!” И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла снова.

“Ура!. Получилось. Добрые слова помогают!”, - и обратилась к другой звездочке.

- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опаздывала. И от добрых слов Иоланта вспыхнула своим удивительным изумрудным светом. Потом Люська заговорила с Ютой.

Хоть ты, Юта, и мала, но душа твоя напоминает огромный кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе, наши праздники проходили весело и интересно. И вернулся свет и к Юте. Люськину идею подхватили другие звезды и принялись искать хорошее и доброе, что было в каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали как огоньки новогодней гирлянды. И звездная страна стала еще прекрасней, чем раньше. А пакость Пакостьевич убрался восвояси и стал думать, где найти другую страну, где можно перессорить все друг с другом.

А над нашим классом случайно не пролетал такой Пакость Пакостьевич?

Чему учит эта сказка?

Пригодится ли она в жизни?

С чего начинается добро?

К кому нужно проявлять добро?

Для чего нужна добро?

Какие ассоциации у вас возникают при употреблении слова доброта?

(Пример добра из мультфильма “Дюймовочка”)

Всегда в мире идет противоборство между двух сторон и что же противостоит добру?

(Пример из мультфильма “Снежная королева”)

Что порождает зло?

Чего в мире больше добра или зла?

Психолог: (под приятную музыку) Давайте теперь снова зажмем в руке бусинку и вспомним, что хорошего и доброго вы в нее вложили? Теперь возьмем листок бумаги, ручку и разделим его пополам. С правой стороны напишем зло, а с левой добро. Напишем все злые качества и все добрые качества (пишут), а теперь оторвите злые качества от добрых и порвите эту половинку листа на мелкие - мелкие кусочки, а я подойду к вам с урной и вы бросите туда эти кусочки (бросили). Теперь, когда у вас остались только добрые качества, знайте, что нет в вашей жизни места злу. Храните добро, творите добро и оно обязательно к вам вернется.

Релаксационная пауза

Психолог: (под спокойную музыку начитывается текст)

Сегодня мы отправимся с вами в Страну доброты

В этой стране были все, кто когда-нибудь кому-нибудь делал добро

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (включить тихую музыку)

"Я хочу пригласить вас в путешествие на воздушном шаре. Залезайте в корзину шара, устраивайтесь там, старайтесь не мешать друг другу. Крепко ухватитесь за плетенные борта кабины, чтобы не упасть. А теперь в путь. Путешествие начинается. Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, мы летим над разными странами, над лесами, над полями. Вот на горизонте показалась Страна Доброты. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может быть, вы увидите там персонажей известных вам мультфильмов, или фильмов, которых можно назвать добрыми. Видите? А может, вы видите там своих друзей? Рассмотрите их. Поприветствуйте их, поздоровайтесь за руку, можете даже обнять их отдуши.

Ощутите атмосферу Страны Дружбы. Она теплая и сердечная. В ней светит солнце, дует теплый ветерок. А теперь мы возвращаемся на шар. Он поднимается в небо, мы машем жителям Страны Доброты и летим назад в класс. Мы приземляемся. Выходим. Открываем глаза".

- Какой вы увидели Страну Доброты?

- Какие там люди?

- Видели ли вы там своих друзей?

Учитель: Упражнение “Что приятно большинству людей?”

Инструкция: “Сейчас мы попытаемся собрать как можно больше различных способов сделать приятное другому человеку. Пожалуйста, подумайте и запишите на имеющихся у вас карточках как минимум 3 действия, которые приятны большинству людей”

“Теперь каждый прочтет, что записано на его карточке и будет прикреплять на доску, наша задача состоит в том, что бы собрать как можно больше пунктов. Критиковать и вычеркивать мы будем потом”.

“Теперь посмотрим не записали ли мы чего-нибудь лишнего”.

Рефлексия

Педагог и психолог вместе: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки.

Поблагодарите соседа справа, а затем соседа слева за помощь и поддержку на уроке. Вспомните тех, кто сегодня вам улыбался, подойдите к нему и поблагодарите.

А теперь нанизываем наши бусины, пропитанные добрыми качествами, на леску для того, что бы увидев ее, мы помнили, что нужно стремиться делать добро и повесим ее в ваш классный уголок.

Домашнее задание:

  • в своей семье (можно подключить соседей, знакомых) провести опрос “Моей … нравится, когда … (дела и поступки)”;
  • в тетради нарисовать жителя страны Доброты (использовать цвет).