"Воспитывать надо сообща, воспитывать надо вместе"

Разделы: Работа с родителями


Если человек загадывает на года, он сеет хлеб,
Если человек загадывает на десятилетия, он сажает деревья,
Если человек загадывает на века, он воспитывает детей.
Старинная японская мудрость

В развитии личности на сегодняшний момент отмечен приоритет семейного воспитания. Объясняется это просто: наиважнейшие качества человека, основа социального “я” закладываются в самом раннем возрасте. И семья выступает как важнейший фактор их развития. Все родители хотят воспитать в ребёнке свободную, творческую личность. Но для этого им самим необходима помощь, чтобы достигнуть взаимопонимания со своими детьми.

Главная задача взаимодействия воспитателей с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия в воспитательном процессе, создать атмосферу общности интересов.

У каждого педагога есть своя “изюминка” в общении с родителями.

Хотим поделиться своими находками. Хотелось бы заметить, что родители на обычных родительских собраниях, воспринимая информацию, в большинстве пользуются одним или двумя сенсорными каналами, то есть они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Воспитатель использует роль информатора, а родители роль копилки. Мы задумали изменить эту практику. В ходе проведения индивидуальных консультаций, анкетирования выявили, что родители в группе разного статуса, разного возраста вероисповедания. Во время бесед с родителями узнали, что они испытывают трудности во взаимодействии с детьми, особенно сталкиваясь с отклонениями в их поведении, такими как агрессивность, гиперактивность, тревожность, застенчивость. Основные причины таких отклонений: нервно-психические нарушения, неверный подход родителей к воспитанию, незнания основных закономерностей развития дошкольника.

Для налаживания эффективного взаимодействия воспитателей и родителей создан клуб “Диалог”, учитывающий как запросы семьи, так и цели работы дошкольного образовательного учреждения.

Первое заседание клуба провели к празднику “День матери”, где родители увидели интервью детей о себе, вспомнили себя в этом возрасте и свои игры.

Во время беседы выяснилось, что не все дети знают своих бабушек и дедушек, живущих в другом городе. Тогда возникла идея создать новый проект “Семейное дерево”. Попросили родителей принести фотографии своих родных.

Для проведения следующего заседания выбрали музыкальный зал. Дети сидели вместе с родителями. Удивление и восторг произвел кот Мурлыка, который поделился, как плохо ему жить одному. Создалась проблемная ситуация – нужна семья. По просьбе ведущей кот слушал рассказы детей о своей родословной. А в подарок каждая семья получила заламинированное “Семейное дерево”, которые тут же папы прикрепили к кабинкам своих детей в приемной. Дети после выходных приходили и рассказывали, показывали, у какой бабушки гостили или кого принимали в гости сами. Кот Мурлыка устал, помощь пришла в лице психолога – которая рассказала, как снять вечернее раздражение, усталость несколькими упражнениями. Выполнили все вместе и дети и родители. После физической паузы предложили совместную работу “Надуем и оживим шарик для кота Мурлыки”. После завершения работы родители были удивлены, что творчеству и фантазии не было предела, для украшения шара в ход шли косынки, шарфы, носовые платки и даже папин галстук.

С какой гордостью выходили дети с родителями и рассказывали о поделках. Стали появляться вопросы: “А когда в следующий раз соберёмся?”

Следующий раз родители сами предложили построить горку и собрались в субботний день вместе с детьми. Построили ещё и крепость, залили ледяную дорожку. Родители высказывали мнение, что такие встречи необходимы, так как дают возможность почувствовать единение друг с другом, расширить круг знакомств и интересов, помогают найти общий путь в воспитании. “Воспитывать надо сообща, воспитывать надо вместе!” - это высказывание стало девизом клуба. Прекрасной идеей стала идея мамы Тани: сделать газету к 1 апреля “Говорят наши дети”. Все принесли интересные, смешные высказывания детей. И воспитатели приняли в этом участие. В газете были высказывания их детей. Читая газету с весёлыми лицами, родители “заряжались” бодрым настроением. Главное видеть, что в выигрыше дети, так как здоровый юмор, дружба и любовь могут творить чудеса. И нам, как педагогам, хотелось подчеркнуть, что именно родители являются первыми воспитателями детей, и что мы понимаем главенствующую роль семейного воспитания.

Мы планируем продолжать работу клуба. По предложению родителей придумать эмблему и написать устав. Данная форма работы помогает родителям научиться понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Они научились понимать и принимать позицию ребёнка, пытаться его глазами увидеть окружающее, стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ним, так как взаимоотношение с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия и других переживаний.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения [2]. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Cхема

Список литературы:

1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.

2. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линка-Пресс, 2007.