Тема урока: "Новая работа знакомых букв". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: УМК «Гармония»


Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель: создать условия для формирования образовательных компетенций (учебно-познавательных, коммуникативных) учащихся в предметной области “Русский язык. Обучение грамоте (чтение) по теме “ Новая работа знакомых букв”.

Учебные задачи,

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

- создать условия для развития положительного отношения к учебной деятельности;

- мотивации к занятиям по обучению грамоте;

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

учащиеся должны уметь:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

- оценивать совместно с учителем результат своих действий;

- участвовать в разных формах работы (индивидуальной, фронтальной, в парах, группах)

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

учащиеся должны уметь:

- наблюдать за названиями букв “е ё ю я”, за “превращением” слов при изменении позиции этих букв;

- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о новой “ работе” букв “ е ё ю я”

- понимать утверждение “одна буква - два звука”

- обозначать звуки буквами “е ё ю я”

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, презентация, экран, карточки для работы в центрах, индивидуальные карточки для составления звуковых моделей слов.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парту дружно сели.
И на доску поглядели
И открыли поскорей,
Очень много букварей.

- С каким настроением вы пришли на урок?

Показывают цветовыми сигнальными карточками.

Пришли на урок. (Зелёный - хорошее настроение, жёлтый - что-то беспокоит, красный - тревога, плохое настроение

Личностные: интерес к занятию
2. Актуализация знаний, выход на тему, учебные задачи в сотворчестве с учащимися
Презентация (слайд 2)

Назовите буквы, которые пришли на урок.

(Е е, Ё ё, Ю ю,Я я)

Расскажите, что вы знаете о работе этих букв?

Определим задачи урока.

Игра “Эстафета”(дети по очереди говорят, повторяя высказывание предыдущего)

Выбирают из предложенных учителем:

- читать слова,

- наблюдать,

- делать выводы,

- составлять звуковые схемы слов,

- петь,

- бегать,

- работать в паре,

- работать в группе

Предметные:

- уметь применять ранее полученные фонетические знания.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, слушать учителя, одноклассников.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении;

- строить монологические высказывания

Личностные: интерес к занятию

3.1. Создание проблемной ситуации.
Презентация. (Слайд 3)

Прочитайте слова. (Ягода моряк).

- Какая буква нас интересует? (Я)

Правильно, она есть и в том, и в другом слове. Определите количество букв в слове ягода? (5), в слове моряк? (5)

Количество букв в словах одинаковое.

А сейчас обратим внимание на звуковые схемы слов.

- Сколько звуков в слове ягода? (6)

- Сколько звуков в слове моряк? (5)

Как же так? Почему?

Фронтальная работа Предметные:

- понимать звуковые модели слов.

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные:

- участвовать в обсуждении;

- строить монологические высказывания

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.

3.2. Поиск решения
Попробуйте найти решение самостоятельно, поработав в паре. Работа в статичных парах.

Ребята произносят предложенные слова, составляют звуковые схемы, обращают внимание на позицию выделенных букв в словах. План работы на

на партах. (Приложение 1. Приложение 2)

Предметные:

- уметь моделировать схемы слов, “читать их”, сравнивать слова и схемы.

Познавательные:

- осуществлять сравнение сравнение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

Коммуникативные:

- учиться работать в паре

- принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные:

- понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.

3.3. Обобщение о новой работе знакомых букв.
Назовите слова с буквой я?

- Cколько звуков передаёт буква я в слове ряды? (1)

Назовите.

- В слове язык? (2) Назовите.

Аналогичная работа проводится со словами

юбка утюг

енот леса

ёлка сёла

Обратите внимание, в одном из слов выделенная буква передаёт два звука.

В какой позиции стоит эта буква.

Вывод: Буквы “е ё ю я” в начале слова передают два звука.

Вернёмся к словам.

- Почему в слове ягода 5 букв, но 6 звуков

Работа с букварём.

- О какой работе знакомых букв хочет рассказать учёный?

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают вывод, опираясь на схему в букваре.

Предметные:

- уметь характеризовать звуки изучаемых букв, соотносить звуки и обозначающую их букву;

- понимать утверждение “одна буква - два звука”.

Познавательные:

- понимать звуковые модели слов;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять сравнение, обобщение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии.

Коммуникативные:

- строить монологические высказывания;

- принимать другое мнение и позицию.

Регулятивные:

- понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале.

4. Физкультминутка
5. Закрепление. Оргнизация деятельности учащихся в центрах активного обучения.
5.1. Презентация, работа в центрах активного обучения.
Я предлагаю вам выбрать центры для дальнейшей работы. Они у нас сегодня такие:

“Математики” (задания первого и второго уровня сложности для индивидуальной и парной работы)

“Чтения” (задания второго уровня сложности для работы в паре)

“Науки” (задания третьего уровня сложности для групповой работы)

Отдельная группа учащихся работает с учителем (у них на партах эмблема)

Ученики расходятся по центрам, выбирают задания, распределяются по парам и группам выполняют задания. По сигналу заканчивают работу. (Приложение 3) Предметные:

- обладать первичным умением обозначать звуки буквами е ё ю я, читать эти буквы в словах.

Познавательные:

- понимать звуковые модели слов;

- анализировать изучаемые факты языка;

- осуществлять сравнение, обобщение изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии.

Коммуникативные:

- учиться работать в паре, группе;

- принимать другое мнение и позицию.

Личностные: интерес к занятию

6. Отчёт о работе в центрах активного обучения.
Расскажите о своей работе в центрах. Ученики отчитываются о работе в центрах. Предметные:

- понимать утверждение “одна буква- два звука”.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение;

- строить монологические высказывания;

- принимать другое мнение и позицию

7. Подведение итогов.
Слайд 4

- Какую новую работу выполняют буквы “Е е Ё е Ю ю Я я”

Теперь мы грамотные люди,
И больше мы не позабудем:
Коль: е ё ю я
В начале - они два
Звука означают.
И первый будет [й] конечно,
А гласную найдём успешно.
Э О У А подставим
И все отличниками станем.

Заполняют листы достижений. (Приложение 4)

Делятся впечатлениями об уроке.

Предметные:

- обладать первичным умением обозначать звуки буквами е ё ю я, читать эти буквы в словах.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение.

Регулятивные:

- оценивать результат своих действий