Формы и методы развития познавательного интереса на уроках социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интернате VIII-го вида

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


В современных условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке труда, при использовании новых технических средств, в том числе компьютеризации, социальная адаптация воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида становится более сложной и значимой. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам определить те звенья социальных структур, которые позволят ему комфортно существовать в социуме и успешно реализовывать свои потребности и цели. Следовательно, на первое место выходит задача социальной адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями, т.е. его активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе.

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, развивающие и совершенствующие навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. Неотъемлемая часть уроков – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.

Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:
– использование игр и игровых приемов на уроках;
– стимулирование занимательным сюжетом;
– создание ситуации творческого поиска и др.

Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. Небольшие соревнования между группами устраиваю при изучении тем “Изготовление знаков дорожного движения”, “Мелкий ремонт одежды”, “Проведение игр с младшими школьниками”, “Приготовление бутербродов” и др.

Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой деятельности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. Например, на уроке по теме “Уход за больным” дети не только узнают правила ухода за заболевшим членом семьи, но и стараются его поддержать эмоционально, развлечь, угостить чем-то вкусным. Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Приятно было увидеть удивление на лицах учеников, когда учителя в роли ведущих встретили детей в красивых русских сарафанах. На столе стояли самовар с традиционными угощениями: блинами, медом и вареньем (тема “Мы идем в гости”).

Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Интегрированные уроки – расширяют кругозор, обеспечивают системность обучения, показывают взаимосвязь между различными дисциплинами. Например, интегрированное занятие по СБО и русскому языку по теме “Поиск работы. Трудоустройство на работу” ставит перед учителем задачи не только познакомить обучающихся с возможными путями поиска работы; закреплять знания о профессиях; развивать коммуникативные качества личности, но и учить грамотно оформлять заявление о приеме на работу, соблюдая падежные окончания. Одним из занимательных моментов на этом уроке было решение кроссворда, составленного самими учащимися во внеурочное время. Желательно сначала проверить составленный детьми кроссворд, так как дети могут допустить ошибки, делающие его решение невозможным. В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать различные его виды. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу.

(Отрывок интегрированного занятия.)

Ход занятия

1. Организация.

2. Задачи урока.

– Скоро вам предстоит окунуться в мир взрослых людей и выбрать свое место в нем. Как выбрать профессию? О секретах выбора профессии, о путях поиска работы и о главных документах, которые потребуются при устройстве на работу, мы поговорим на этом занятии.

3. Повторение пройденного.

– Для того чтобы закрепить ваши знания о профессиях давайте отгадаем кроссворд, который приготовили для нас Марина и Сергей.

На экране 1 слайд.

(кроссворд на экране, учащиеся отгадывают загадки, придуманные одноклассниками. Появляется слово ПРОФЕССИЯ)

– Что же такое “профессия”? (Рисунок 1)

На экране 2 слайд.

(Дети дают ответы, на экране появляется вывод.)

Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Использование аудио и видео техники, Интернет-ресурсов на уроке делают его занимательным, иллюстративно-окрашенным, позволяют найти дополнительную информацию, тем самым способствуют развитию интереса к изучаемому предмету. Например: найти сведения о возникновении бутерброда “сэндвич”, о видах бутербродов и истории возникновения данных названий, найти информацию о различных крупах, традициях возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами, приготовленными из них, найти информацию о бытовых приборах и их изобретателях, и т.д.

Особое внимание я уделяю использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. Любимым видом практической работы у моих учеников является приготовление пищи. Главным показателем успешности занятий является уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Стараюсь узнать возможности каждого воспитанника, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход.

Выполняя практические работы и упражнения, учащиеся применяют разнообразные двигательные приемы, рассматривают приспособления и инструменты. Во время показа приема дети собираются вокруг, чтобы видеть правильную рабочую позу, положение рук, направление движения руки с инструментом, скорость и амплитуду движения.

Ознакомительные упражнения и само выполнение практической работы может осуществляться как индивидуально, так и по группам. Умение работать в коллективе еще одна задача, которая обязательно ставится на уроке СБО. Затруднения у меня вызывают учащиеся “левши”, которым сразу овладеть нужным движением сложно. Для них требуется больше времени, чтобы добиться усвоения приема.

Практические занятия завершаются оценкой сделанного. Ребята с удовольствием дегустируют приготовленную пищу, дают оценку вкусовых качеств. При подведении итогов обязательно поощряю всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным. Одновременно отмечаю наиболее старательных, стремлюсь к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей-соперников.

Большое значение для успешного закрепления приобретенных знаний и умений имеет их практическое применение в домашних (интернатных) условиях, поэтому домашнее задание направлено на повторение и закрепление полученных на уроке знаний и умений.

Эффективность работы по социально-бытовой ориентировке, осуществляемой на уроках и внеклассной деятельности, зависит от согласованности действий учителя и воспитателя, информированности о работе друг друга. Постоянный контакт с воспитателями дает мне возможность вести систематический контроль за выполнением воспитанниками изученных на занятиях правил и приобретенных умений.

Литература:

  1. Письмо Минобразования РФ от 19 июня 2003 г., №27/2932-6 “Методические рекомендации о деятельности выпускных классов специальных общеобразовательных (коррекционных) учреждений 8-го видав связи с углубленной трудовой подготовкой”.
  2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. – 247с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова; под. Ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.: ил. – (Коррекционная педагогика).