Развитие познавательной активности детей в опытно-исследовательской деятельности

Разделы: Коррекционная педагогика


Анализ образовательных программ для детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что в них недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. Между тем, психологами и педагогами (Л. С. Выготский, Н.Н.Поддьяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным возможностям. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Мы стараемся следовать времени и ищем новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в своей работе современные образовательные технологии. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э., Дыбина О.В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Для эффективного познания окружающего мира мы используем такую форму работы, как опытно-исследовательская. В повседневной жизни дети часто сами экспериментируют с различными предметами, стремясь узнать что-то новое. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, они стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде.

По мнению академика Н.Н. Поддьякова, “...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения”.

Наблюдение за предметами и явлениями в ходе опытов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Для обозначения подобной формы деятельности используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие “детское экспериментирование”. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.

В процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами дети усваивают программный материал, учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. Это залог общего развития дошкольника и успешного обучения в школе.

Целью опытно-исследовательской деятельности является формирование основ целостной картины мира средствами физического эксперимента.

Это позволяет решать следующие задачи:
– создавать условия для того, чтобы дошкольники с удовольствием занимались изучением явлений природы и мира техники;
– заложить основы научного мышления и умения проводить собственные исследования;
– научить выявлять основные взаимосвязи и использовать их для формулирования своих предположений и объяснения природных явлений;
– развивать умение обсуждать естественнонаучные и технические вопросы;
– помочь детям поверить в свои способности к исследованию и пониманию изучаемых проблем.

Для решения поставленных задач, специалисты нашего учреждения проводят специально организованные занятия по естественнонаучным темам: “Природа звука”, “Плавание и погружение”. Занятия проходят в увлекательной для детей форме: работа в “лаборатории”, встреча с волшебником, игры-путешествия, с использованием художественного слова, демонстрационного материала.

Природа звука.

С дошкольниками логопед начинает работу по изучению свойств звука, направленную на развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Для исследования данного явления можно проводятся занятия по следующим разделам:

“Звуки и шумы”.

“Угадай, что шумит”.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шум дождя, взлетающий самолет, тиканье часов и т.д.). Дети должны ответить целым предложением или нарисовать картинку. Игру можно проводить на прогулке. Ребенок закрывает глаза и называет все услышанные вокруг себя звуки.

“Звуковая память”.

Вам понадобятся: пустые спичечные коробки и наполнитель: рисовые зерна, горох, монеты, скрепки, песок и прочее. Емкости заполняются разными наполнителями – по 2 емкости с одним наполнителем. Затем емкости закрываются. Педагог предлагает ребенку послушать емкость с наполнителем, малыш должен найти емкость с таким же наполнителем.

“Звучащие предметы”.

Детям демонстрируют звучащие предметы (колокольчик, погремушка, бубен, ложки, трещотка, треугольник). Они запоминают звучание каждого предмета, затем угадывают предмет по звуку, закрыв глаза.

“Как возникает звук?”

Опыт “Бубен”.

Если ударить по бубну, то можно почувствовать, что инструмент вибрирует.

Опыт “Линейка”.

Если надавить на свободный конец линейки и потом отпустить, то мы услышим гудение и увидим колебания линейки.

Опыт “Камертон”.

При ударе камертон начинает колебаться и издает звук. Когда колеблющийся камертон опускают в воду, то поверхность воды тоже начинает колебаться.

Опыт “Гитара из пластиковой коробочки”.

Дернув резинку, натянутую на пластиковую коробочку, можно услышать шум и отчетливо увидеть колебания резинки.

“Распространение звука”

“Песок на бубне”.

Ребенок ударяет по большому бубну около маленького бубна, на который насыпан песок. Бубен колеблется и издает звук. Колебания распространяются вокруг и передаются маленькому бубну – песок “танцует”.

“Воздушный шар”.

Дети держат воздушные шары перед ртом и громко произносят свое имя. Голосовые связки колеблются и производят звук. Колебания распространяются и передаются воздушному шару.

Аналогичный опыт можно провести с магнитофоном. Дети держат воздушные шары в руках перед магнитофоном и чувствуют вибрацию. Чем дальше от проигрывателя, тем слабее она ощущается.

Опыт “Фокус с бокалом”.

Ребенок водит мокрым пальцем по краю бокала, пока не возникнет отчетливый звук. Бокал колеблется и производит звук.

В результате проведенных опытов дети делают вывод: при колебании таких предметов, как струна, резинка или мембрана бубна, мы слышим шум или звук. Если колебание остановить, то звук или шум прекращается.

“Слушать, слышать и угадывать”.

“Звуковой телеграф” (звуковые символы).

Педагог произносит гласные звуки и сопровождает это определенным движением рук, например: “А” – руки вверх, “О” – круглые руки перед собой, “У” – руки вперед, “Э” – неполное смыкание округлых рук, “Ы” – руки на пояс, “И” – в стороны.

Следующий этап работы. Учитель-логопед беззвучно показывает артикуляцию гласных звуков, а дети показывают соответствующее движение и произносят гласный звук.

“Звуковые эффекты”.

Знакомство со звуковыми эффектами расширяет запас представлений о звуках и развивает тонкую дифференциацию звуков.

Простейшие звуковые эффекты можно использовать при озвучивании спектаклей.

а) Если постучать двумя половинками кокоса, то получится стук копыт.
б) Если быстро и с силой захлопнуть книгу в твердой обложке, то звук похож на выстрел из пистолета.
в) Если потрясти стопкой бумаги, то получится звук, напоминающий хлопанье флага или корабельного паруса на ветру.
г) Если сжать в руках упаковочную пленку с пузырьками воздуха, то звук напоминает хруст снега или треск дров в очаге.

Исследовательские игры и упражнения развивают познавательную активность, кругозор, слуховое внимание, фонематический слух.

Плавание и погружение.

Следующая тема по естественнонаучному исследованию это “Плавание и погружение”.

Начиная со средней группы детского сада, малыши экспериментируют с водой и проводят опыты.

“Тяжелее – легче”.

Детям раздают стаканчики с водой, монетки и спички. Они поочередно опускают в воду сначала спичку, а потом монетку. Спичка не тонет в воде, а монетка тонет. Этот опыт помогает детям усвоить понятия “тяжелее – легче”. Вода выталкивает более легкие предметы.

“Вода – растворитель”.

Детям предлагают попробовать воду на вкус. Потом раздают кусочки сахара. Сахар размешивается в воде, и она становится сладкой. Малыши делают вывод о том, что вода является растворителем.

“Разноцветная вода”.

Дети знакомятся с процессом растворения краски в воде. Педагог предлагает окрасить воду самим. В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной). В результате происходит понимание того, что вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества.

“Тонет – не тонет”.

Дети знакомятся со стихотворением А.Барто “Мячик”, а затем проводят опыт с водой и мячом. В результате экспериментирования малыши убеждаются, что мяч в воде не тонет и кукла Таня напрасно плачет.

Дальнейшее развитие исследовательской деятельности осуществляется и в школе.

Школьники проводят серию опытов “Что плавает – что тонет”. Ученики проверяют на плавучесть разные предметы, потом сравнивают свои предположения и заносят данные в компьютер для анализа и записи главных выводов.

Далее проводится серия опытов по теме: “Вытеснение воды”

Опыт “Шарики в стакане”.

Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

Опыт “Модель корабля и кусочек нержавеющей стали”.

Дети сначала осторожно кладут кусок металла в воду и отмечают уровень воды. Затем они вынимают кусочек и спускают на воду металлический кораблик. При этом тоже отмечается уровень воды. Лодочка вытесняет больше воды, чем кусочек металла и поэтому лодочка не тонет.

“Пластиковая перчатка”.

Дети надевают на руку пластиковую перчатку и опускают руку в емкость с водой. При этом вода не должна попасть в перчатку. Перчатка прилипает к руке, т.к. вода давит на нее со всех сторон.

“Кусок пластилина на резинке”.

Дети медленно опускают кусок пластилина на резинке в воду. Резинка сокращается, как только пластилин погрузится в воду. Когда пластилин снова вытаскивают из воды, резинка снова растягивается. Кусок пластилина становится в воде заметно легче, потому что вода давит на пластилин, но недостаточно, чтобы вытолкнуть его наверх.

В процессе экспериментов дети получают представления о том, что происходит с водой, когда в нее что-нибудь погружают. Предмет выталкивает воду, и эта вода оказывает встречное давление.

Проведение опытов позволяет юным естествоиспытателям по-новому взглянуть на привычные вещи, задуматься над неожиданными вопросами, открыть для себя много нового.

Ведь то, что дети услышат, они забудут.
То, что они увидят, они запомнят.
А то, что они сделают сами, они будут знать!

Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольниками и младшими школьниками.

Ранний позитивный учебный опыт благотворно влияет на развитие мотивации и интереса, формирует способность к научному мышлению, помогает успешно адаптироваться в сложном окружающем мире и максимально раскрыть свои возможности.

Приложение.