Метапредметный подход к преподаванию темы "Физиология питания" для 5–7-х классов

Разделы: Технология


“Здоровье - это ничто,
но без него мы никто”.

Сократ.

В отчетах ООН в рейтинге качества жизни Россия занимает 71 место в мировом сообществе. Ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированное питание, а также уменьшение двигательной активности привели к тому, что в последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей.

По данным Минздрава России за время школьного обучения число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается на 20%, чему способствуют стрессовые ситуации, ухудшение питания; снижение физической активности. Практически здоровые дети составляют сегодня 4-6%, растет количество заболеваний органов пищеварения.

На современном этапе развития образования в России внедрение здоровьесберегающих технологий обучения вызвано объективной необходимостью. Согласно определению всемирной организации здравоохранения здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Или, проще говоря, здоровье – это умение приспособиться к современным условиям жизни.

Современность внесла в жизнь человека огромное количество изменений: новые технологии, новые материалы, новые профессии, темп жизни заставляет человека обрабатывать огромные потоки информации, все делать на ходу, бегом, особенно хорошо это можно проследить на примере питания. В рационе питания человека выросла доля продуктов с термической обработкой, рафинированных, с химическими добавками: консервантами, “быстрой” еды.

Такой богатый выбор продуктов питания привел к появлению "болезней цивилизации". Это хорошо нам известные: избыточный вес, гипертония, болезни иммунной системы, функциональные и психовегетативные нарушения самочувствия, депрессии, артроз и др. Такой обширный круг болезней имеет почти каждый третий человек. Что касается лечения с помощью лекарств, процедур, то оно, скорее всего, бесперспективно, а в некоторых случаях даже усугубляет состояние человека, так как не влияет на первопричину многих болезней - неправильное питание.

Так как изменению процесса приготовления пищи способствовало развитие пищевой промышленности, а полуфабрикаты, фастфуд, продукты длительного хранения, усилители вкуса стали нормой для современного человека, и семья очень часто не придерживается правил рационального питания, то школе отводится важная роль в пропаганде здорового образа жизни. Внедряются новые стандарты, вводится третий час физкультуры, физминутки, здоровьесберегающие технологии, ответственных за питание в школе обязывают пропагандировать" здоровое" питание. На уроках технологии в разделе "Кулинария" учитель может и должен, учитывая и заказ государства, и требование жизни, и знание новых технологий, новых свойств продуктов, научить из всего многообразия продуктов, рецептов выбирать самое лучшее и полезное, максимально правильно использовать современную посуду, технику.

На современной кухне могут соседствовать мультиварка и алюминиевая кастрюля, сковорода с антипригарным покрытием и старая чугунная сковорода, в одной семье запасы соленьев-варенья, в другой семье много замороженных продуктов. К сожалению, учителю технологии не приходится надеяться на переоснащение кабинета кулинарии всеми новинками и достижениями науки и техники, поэтому сравнить между собой разные типы плит (газовую, электрическую, индукционную) он может, только опираясь на личный опыт, аналитические статьи экспертов, сюжеты программ (типа "Чудо техники" - Россия24, "Галилео" - СТС, или найти документальные ролики на YouTube). Вместе с учащимися решить проблему - вредно или нет пользоваться посудой с антипригарным покрытием, чем плоха алюминиевая посуда, как влияет глютомат натрия на человека, какие физиологические процессы в организме запускает газировка (типа кока-колы), можно ли нейтрализовать нитраты в овощах, почему современные огурцы, яблоки-груши надо очищать перед употреблением, а лет 20 назад не надо было, почему капустная кочерыжка перестала быть "лакомством" для детей и самой полезной частью капусты и т.д. Современный урок технологии невозможно представить без практического применения знаний по физике, химии, биологии, географии (из какой страны поставляют продукты, в какой сезон, как их там выращивали). Современные технологии дали возможность круглый год получать разнообразные продукты, но цена этого разнообразия – использование химикатов и антибиотиков.

При проведении уроков учитель может опираться на большой объем информации, доступной в сети Интернет. Диапазон сайтов – от личных кулинарных блогов до серьезных кулинарных порталов, которые поддерживают кулинарные журналы. Количество видеоинструкций по приготовлению того или иного блюда растет день ото дня. Для воплощения собственных идей, создания своих дидактических материалов можно найти любую фотографию, научную статью, мнение эксперта, электронные учебники и ресурсы коллег со всей страны.

Стандарты второго поколения предлагают учителю только примерную программу по предмету. При разработке авторской программы, учитывая потребности учащихся, государства, достижения педагогической науки, можно отбирать материал для урока, учитывая распространенность изучаемой технологии, отражающий современные научно-технические достижения. О проблемах современного ученика и способах подачи материала мы писали в предыдущих статьях.

Современные ФГОС дают темы для изучения и результат изучения предмета, а пути достижения результата учитель выбирает сам. Многие темы легче было бы объяснять на интерактивной доске (есть опыт проведения таких уроков технологии), но пока учитель технологии может только имитировать интерактивную доску при помощи карточек и клейкой магнитной ленты

В приложении приведены три схемы урока по физиологии питания для 5-7 классов, с учетом современных требований к метапредметному подходу в образовании, развитию системного мышления. На первых уроках важно показать взаимодействие человека, инструментов и материалов для качественного преобразования вещества, создания материальных объектов.

Приложение 1 – конспект урока для 5 класса.

Приложение 2 – конспект урока для 6 класса

Приложение 3 – конспект урока для 7 класса