Методическое пособие для уроков русского языка в начальной школе "Мы читаем с песенкой по музыкальной лесенке"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведёт,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Лебедев-Кумач В.

Я не случайно выбрала этот эпиграф. Ведь моим ученикам песни помогают быстрее и легче научиться читать. Методическое пособие «Мы читаем с песенкой по музыкальной лесенке» предназначено для использования на уроках чтения и письма в 1 классе в период обучения грамоте. Никому не секрет, что петь легче, чем говорить. Слова и слог-слияния при пропевании растягиваются, а значит, лучше проговариваются детьми, слышатся и понимаются. Упражнения, разработанные в этом пособии, способствуют развитию фонематического слуха у детей, развитию речи. Пропевая слоги на мотив простых народных мелодий по музыкальным лесенкам, дети легче переходят к чтению (слиянию согласного звука и гласного), так как снимается психологический барьер, возникающий при назывании отдельной буквы и её звуковой формы рядом с другими буквами. Особенно важным чтение-пропевание по музыкальной лесенке становится для детей с замедленным речевым развитием, так как даёт им возможность быстрее и безболезненнее включаться в процесс овладения навыками чтения и письма. Сегодня, в условиях реализации ФГОС, это особенно актуально, так как урок должен обеспечивать оптимальное развитие для каждого ребёнка.

Чтение-пропевание по музыкальной лесенке очень нравится детям, так как преподносится в игровой форме, помогает разнообразить учебную деятельность на уроке, подготавливает мышцы речевого аппарата малыша, учит ребенка правильно дышать при чтении слов, что очень важно в период физиологического развития младших школьников.

Предлагаемый иллюстративный материал служит не только зрительной опорой при выполнении речевых упражнений, помогает в организации беседы с детьми, но и даёт возможность подготовить к письму руку маленького ученика, поработать цветными карандашами (штриховка), что способствует развитию мелких мышц руки.

Приведём некоторые возможные варианты работы по страницам данного пособия.

Страница 1. Знакомство с гласными звуками и буквами первого ряда.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мои иллюстрации\девочки doc3.JPG

Учитель: Сегодня, дети, мы познакомимся с гласными звуками. Они очень красивые, потому что их можно петь, долго тянуть. Посмотрите на картинку (слайд 2).

На полянке девочки: Анечка, Олечка, Улечка, Элечка. Давайте медленно произнесем их имена, потянем первый звук (выделение звуков [а], [о], [у], [э].Буква Ы написана на корзине (выделение гласного звука [ы] из слова «грибы»).

  1. Догадайтесь, какую девочку как зовут? (Обозначение звуков буквами, штриховка гласных букв на сарафанах девочек).
  2. Водят девочки хоровод вокруг березки и поют старинную русскую народную песенку "Во поле береза стояла". (Знакомство детей с произведениями устного народного творчества, дальнейшее использование вождения хоровода на уроке в качестве разгрузочной паузы - физкультминутки).

На экране схема музыкальной лесенки (слайды 3-5)

  1. Учитель пропевает сам со словами, показывая указкой ступени(дети знакомятся с мелодией):

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла.
Лю-ли, лю-ли стояла.  

  1. Учитель заменяет слова песенки только гласными буквами первого ряда, поет, показывая указкой ступени. (Приложение 1)
  2. Учитель поет медленно вместе с детьми (затем парами, по одному), показывая ступени.

Активизируется внимание детей, необычность работы увлекает, происходит запоминание гласных звуков и букв. Можно предложить детям переставить гласные буквы и пропеть их снова. Для работы детей в парах или самостоятельной работы удобно использовать магнитные буквы, буквы разрезной азбуки.

Страница 2.

Закрепление чтения гласных звуков и букв первого ряда. Переход к чтению слогов с сонорными звуками [м], [н].

Учитель:

- Сегодня мы вспомним гласные звуки и буквы первого ряда. Давайте прогуляемся по лесу вместе с Машенькой (слайд 6).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мои иллюстрации\младёшенька.JPG

Учитель поет русскую народную песенку «Ходила младёшенька»:

Ходила младёшенька по борочку,
Брала, брала ягодку - земляничку,
Брала, брала ягодку - земляничку,
Уколола ноженьку на былинку.
Уколола ноженьку на былинку.
Болит, болит ноженька,
Да не больно.

  1. Вот почему Машенька присела на пенек. Давайте заштрихуем красным карандашом её нарядный сарафанчик. Какие звуки мы обозначаем красным цветом на схеме? (Гласные).

На экране схема музыкальной лесенки

(слайды 7-10)

  1. Давайте пропоем гласные звуки по новой музыкальной лесенке (этапы работы те же).

- Сегодня рядом с гласными буквами нам встретились и согласные. Послушайте, как они вместе звучат. (Поёт учитель, дети повторяют). (Приложение 2)

Страница 3.

Знакомство с гласными звуками, звуком [й,]и буквами второго ряда.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мальчики.jpg

Учитель:

Сегодня, дети, мы познакомимся с необычными гласными буквами. Они могут обозначать в словах два звука. Нам уже знакомы звуки: [а], [о], [у], [э], [ы]. Посмотрите на эту страничку (слайд 11). Сказочная птица принесла на полянку ведро с волшебным йогуртом, тот, кто его попробует, сразу научится петь. (Выделение звука [й,] из слова «йогурт»).

Звук [й,] не простой, давайте попробуем потянуть его (не тянется). Звуки, которые не тянутся - это согласные звуки. Этот звук нежный как йогурт, он мягкий. Буквы, обозначающие мягкие звуки, мы будем закрашивать зеленым карандашом. (Закрашиваем на рисунке букву Й зеленым карандашом).

Кто ещё изображен на картинке? (Мальчики). Их зовут Яша, Юра, Игорь, Емеля, Ёшко. (Выделение первых двух звуков каждого имени).

Давайте произнесем имена медленно. Тянем: «ЙАша, ЙУра, ЙЭмеля, ЙОшко, Игорь». В каком имени нет звука [й,]? (Игорь).

Для плавного красивого чтения были придуманы буквы: Я, Ю, Е, Ё. (Учитель показывает карточки с этими буквами). Догадайтесь, глядя на картинку, какого мальчика как зовут? (Дети рассматривают новые буквы на рубашках мальчиков, называют имена, закрашивают буквы красным карандашом).

-      Мальчики попробовали волшебный йогурт, и их имена стали певучими.
На экране схема музыкальной лесенки (слайды 12-14)

(Поём на знакомый мотив "Во поле берёза стояла"). (Приложение 3)

Страница 4.

Чтение твёрдых и мягких слог-слияний.

D:\Новая папка\20130107\петушок.JPG

Учитель:

- Ребята, рассмотрите картинку (слайд 15) и придумайте предложения. Что же вы видите? (Приложение 4)

Дети:

- Наступило утро. Встаёт солнышко. Петушок поёт песенку. (Составление схем предложений).

Учитель:

- Вспомните детскую песенку о петушке (напевает):

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

- Сегодня мы с вами прочитаем по музыкальным лесенкам, что пропел утром петушок (слайды 16-19).

(Чтение-пропевание).

- Давайте заменим согласные буквы на лесенке другими знакомыми буквами и снова пропоём песенку.

(Игра-закрепление изученного материала). Можно предложить детям нарисовать свою лесенку на клетчатой бумаге и заполнить другими знакомыми буквами, слогами (творческое задание в парах).

Страницы 5-6.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мои иллюстрации\doc2.jpg

Чтение твёрдых и мягких слог-слияний.

Знакомство с междометиями.

Учитель:

- Ребята, рассмотрите картинку (слайд 20).

Что вы заметили? Есть ли на картинке слова? Назовите гласные буквы, согласные буквы. Кто сможет прочитать, что сказала бабушка? (Приложение 5)

Дети:

- Ох! Ах! Ух!

Учитель:

- Когда так говорят?

Дети:

- Когда ворчат! Она испугалась! Переживает!

(Можно предложить закрасить гласные буквы красным цветом, а согласные синим).

Учитель:

- Отгадайте, какую народную песенку мы будем сегодня петь?

Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый, другой белый –
Два весёлых гуся.

Поём с детьми, вспоминая мелодию. Обыгрываем песенку на динамической паузе, переваливаясь как гуси с ноги на ногу, хлопая руками-крыльями. (Логоритмические упражнения).

- Пропоём эту песенку по музыкальной лесенке (слайды 21-24).

- Назовите слоги с твёрдыми согласными звуками. Назовите слоги с мягкими согласными звуками. Замените согласные буквы в твёрдых (мягких) слияниях. (Игра-закрепление изученного материала).

Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуск гласных, пропуск или добавление слогов в слове. Сравнивая при пропевании и чтении слоги с гласными первого и второго ряда, ученики приходят к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных. (Приложение 6, слайды 25-26).

Страницы 7-8.

Дифференцирование глухих и звонких согласных в слог-слияниях.

D:\Новая папка\20130107\зайка2.JPG

Учитель:

- Ребята, рассмотрите картинку

(Приложение 7, слайд 27).

Что вы почувствовали, глядя на неё, шум или тишину?

(-Тишину. Там зайчик. Он шума боится.)

Учитель знакомит детей с песенкой «Ходит зайка по саду».

- Давайте прикроем ушки ладошками и пропоем слоги по первой лесенке с буквой Т (слайд 28).

- А теперь пропоем слоги по второй лесенке с буквой Д (слайд 29).

- В каком случае слоги звучали звонче? (-Во втором. В голове был звон.)

- Молодцы! Буква Т обозначает глухие звуки [т] - [т,], мы их почти не слышали, а буква Д обозначает звонкие звуки [д] - [д,], они слышались хорошо.

Аналогичная работа проводится и с другими парными согласными буквами и звуками. (Приложение 8, слайды 31-34).

Список литературы

  1. Андреева М. П. «От примы до октавы» Сборник мелодий для пения, музыкального разбора и импровизации на уроках сольфеджио. Для младших классов / - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1972.
  2. Давыдова Е.В. «Сольфеджио» Учебник для 4 класса ДМШ / - М.: Издательство «Музыка», 1978.
  3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов / - М.: «Просвещение», 1991.— 224 с: ил.
  4. Рисунки автора статьи Зайцевой Н.В.

Приложения 1-8

Нотное приложение