Имя прилагательное. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Тип урока: урок введения нового материала. Урок-исследование.

Цели:

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
  • выявить особенности изменения имен прилагательных;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • презентация в виде слайдов;
  • компьютер; проектор, экран;
  • таблицы с опорными словами;
  • задание на карточках для работы в парах, группах;
  • задание на карточках для самостоятельной работы;
  • карточки с номерами 1, 2, 3 для обратной связи;
  • кружки с изображением лица для рефлексии;
  • учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2010.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель:

Первый лучик, нежный лучик,
Он заглянет к нам в оконце.
Принесет в своих ладошках
Теплоту, частицу солнца.

- Пусть хорошее настроение сопровождает нас весь урок и помогает в трудную минуту.

- Сегодня мы будем исследователями.

- Кто такие исследователи? (Люди, занимающиеся научными изучениями)

2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

- Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку: (Слайд 1)

Весной…, летом… , осенью……

- Почему вы ее не поняли?

- Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

- Послушайте еще раз:

(Открываются слова во втором слайде - зеленый, плодовый, разноцветный)

Весной зеленый, цветущий
летом плодовый, ягодный
осенью разноцветный, увядающий

- Что это? (лес)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- Почему эти слова помогли отгадать загадку?

(Потому что они указывают на признаки)

- Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке?

(Имя прилагательное)

- Сформулируйте тему урока.

Определение имени прилагательного.

- Давайте определим задачи нашего урока:

  • определить особенности имени прилагательного как части речи;
  • установить, как они изменяются.

На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока:

3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

а) (Коллективная работа. Выполняется устно)

Определить по признакам предметы:

еловый высокое вкусная
тенистый голубое спелая
густой звездное сладкая
старый ночное лесная
(лес) (небо) (ягода)

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета.

(на доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета)

Что объединяет слова (лес, небо, ягода)?

- Это природа.

В нашей республике богатая и разнообразная природа. Лес – это частица природы. На территории республики находится заповедник “Хакасский”, который включает в себя 9 заповедных зон, мест где растения и животные находятся под особой охраной государства. Одна из таких заповедных участков находится в Усть-Абаканском районе.

(СЛАЙДЫ ЗАПОВЕДНИКИ ХАКАСИИ + МУЗЫКА Г. ЧЕЛБОРАКОВА)

- Какие звуки услышали? В заповедных лесах можно встретить много интересного.

4. Открытие “новых” знаний.

а) Словарная работа.

Учитель дает установку на запоминание следующих слов.

(Слова записаны на доске в столбик. Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют. Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик).

- Мелкий, кедровый, полезный, используют в лекарственных целях. (орех)

- Этот предмет часто делают из ивовых прутьев, и с этим предметом ходят в лес (корзина)

- Детки у этого маленького пугливого зверька родятся зрячими. (заяц)

- Говорят, что он зимой сосет лапу. Неправда, он лапой прикрывает свой чувствительный нос. (медведь)

- Прилетает к жилью человека в холода, чтобы прокормиться, а весной опять улетает в лес (синица)

- Ее название произошло от слова маленькая (малина)

(Взаимопроверка, слайд 9)

Постановка проблемы.

- Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием)

- А почему имена существительные получили такое название? ( потому что они обозначают все то, что существует)

- А что означает слово прилагательное? (Предположения детей)

- К чему оно прилагается? (Гипотезы)

б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

- Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное)

(Фронтальная проверка – чтение орфографическое)

- Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается, присоединяется к имени существительному.

(На доске дополняется схема – связь с именем существительным)

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии)

На слайде картины художников Хакасии. Почему рисунки разные? (каждый рисовал лес, как его чувствовал, представлял)

(Не может быть признака без предмета).

- Опишите, какой лес изображен, используя имена прилагательные (КАРТИНА ЛЕСА на слайде 10)

- Продолжаем исследование. Установите связь между существительным и прилагательным с помощью вопроса.

(На слайде сущ+прил Н-Р: лес густой, темный; ели высокие, стройные)

- Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?

(дополняется схема вопросами). (Слайд 11)

в) Наблюдение над изменением имени прилагательного. Род имен прилагательных

На доске слова. (Предметы на рисунках спрятаны).

img5.gif (1047 bytes)

- Что можете сказать о прилагательных, которые называют эти предметы? (изменилось окончание, единственное число.).

Подберите подходящие имена существительные. (Открываются карточки)

Вывод: Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

г) Наблюдение над изменением имени прилагательного. Число имен прилагательных

На доске:

Что вы можете сказать о словах, которые называют предметы на этой карточке. Подберите подходящие существительные к прилагательному зеленые

Вывод: Имена прилагательные изменяются по числам

- Что обозначает зеленый цвет?

Физминутка.

(На слайде изображение леса. С учащимися проводится релаксационная пауза под звуки леса )

- В заповедниках Хакасии растут красивые растения и цветы. Многие растения сегодня стали редкими, они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что это цвет опасности. Поймала я бабочку, она погибла, сорвала я цветок, он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться только сердцем. Прикасаясь руками, мы губим природную красоту.

Мы сейчас прикоснемся сердцем к красоте и творчеству.

5. Первичное закрепление.

Творческая работа в парах. Учитель читает стихотворение.

Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?

Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?

И зелёною водою
На рассвете умываться?
И зелёным - презелёным
Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными долами
зеленое солнце светит?

Учитель: - Что бы вы изменили в этом стихотворении?

(Ответы детей)

Учитель: - На ваших столах лежат каточки с этим стихотворением, но слово “зелёный” пропущено. Ваша задача заменить это слово другими именами прилагательными.

(Дети работают в парах, затем зачитывают свои варианты стихотворения)

Учитель:

- Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным

6. Обобщение.

(работа по схеме)

- Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1 ученик рассказывает об имени прилагательном по схеме остальные дополняют, если необходимо)

- Сравните с именем существительным.

НА СЛАЙДЕ: (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам)

Работа в группах. Игра “Угадай животное”

Участники групп узнают животное и составляют описание, одноклассники должны угадать о ком идёт речь.

1 группа

Лесной, колючий, длинные

(Лесной зверек,
колючий комок,
длинные иголки очень колки,
по тропинке идет,
лес на спинке везет)

2 группа

Усатенькая, полосатенькая, мохнатенькая
Вся мохнатенькая,
мордочка усатенькая,
спинка полосатенькая,
часто умывается и с водой не знается

3 группа

Рыжеватая, плутоватая, пушистая, дорогая
Сама рыжеватая,
мордочка плутоватая,
ходит в шубке дорогой,
хвост пушистый и большой

Проверка

7. Итог урока. Рефлексия.

а) Тестовые задания. (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3)

1. Имя прилагательное:

1) Член предложения

2) Часть слова

3) Часть речи

2. Имена прилагательные:

1) Изменяются по родам

2) Не изменяются по родам

3) Изменяются по родам и числам

3. Какая часть речи обозначает признак предмета?

1) Имя существительное

2) Имя прилагательное

3) Глагол

4. Укажите имена прилагательные множественного числа:

1) Крупный

2) Дремучие

3) Знойная

5. Укажите имена прилагательные женского рода:

1) Морозная

2) Блестящий

3) Летнее

- Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.

- А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?

- Как вы себя чувствовали на уроке?

- Нарисуйте смайлик, выражающий ваше настроение от работы на уроке. (Оценивание учащихся )

8. Домашнее задание. Творческая работа

- На доске (на листах) записаны предложения. Прочитайте их. (Слайд № 14)

- Запишите текст, дополняя его именами прилагательными.

Оживает ___________ лес. В_______ зелени поют_________ птицы. По _______ ветвям скачут______ белки. Вот бежит_______ заяц. А за________ кустом спряталась________ лисица.