Чай как средство для создания рисунка

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок “Чай как средство для создания рисунка” можно организовать при прохождении темы “Свет и тень в натюрморте”.

При изучении изобразительного искусства в школе учащиеся, в определенный момент подходят к изучению закона светотени в композиции. Изучение этого закона не должно ограничиваться простыми приемами рисования. Разнообразие художественных материалов вызовут повышенный интерес у ребенка и позволят лучше усвоить эту тему. Целью данной разработки является помощь педагогу в качестве рекомендаций по применению техники рисования чаем.

Оборудование и материалы:

  • Мольберты;
  • Стулья;
  • Наглядные пособия по теме;
  • Кружки;
  • Крепкий настой чая (2-х видов)
  • Вода для разведения раствора;
  • Бумага акварельная формата А-4;
  • Кисти.

Справка: Чай, в виде раствора, используется для монохроматической отмывки в архитектурных чертежах.

Методические рекомендации: Для работы в данной технике лучше использовать акварельную бумагу, или бумагу повышенной плотности. Чай предпочтительно листовой. Из чая необходимо заранее приготовить крепкий настой. Если при работе с черным чаем не удается добиться более темного тона, можно добавить несколько гранул растворимого кофе. Надо учесть, что после высыхания раствор становится светлее. При нанесении одного слоя на другой цвет становится темнее.

Всю работу лучше разделить на несколько этапов:

1 этап: На листе, на самые темные места рисунка, мягкой кистью наносится первый слой чайного раствора. Дать подсохнуть.

10.JPG (88753 bytes)

2 этап: Покрыть более светлым раствором весь лист техникой отмывки, и, пока лист сырой, более темным тоном затемнить нужные участки.

11.JPG (97806 bytes)

3 этап: Для завершения работы на сухом листе прорабатываем самые яркие места композиции. Если с первого раза не получился нужный оттенок, можно нанести второй слой.

12.JPG (134845 bytes)

Техника отмывки: На бумагу в наклонном положении наносится раствор в большом количестве мягкой кистью. Начинают отмывку с верхнего левого угла, равномерно прогоняя раствор горизонтальной полосой до правого края. При этом получится полоса с затеком в нижней части. Затем, набрав на кисть раствор, продолжают отмывку, опять слева направо, но уже несколько ниже с захватом получившегося натека у ранее положенной полосы, не давая ей подсохнуть. Тем самым кисть как бы помогает раствору стекать последовательными рядами вниз. Остаток раствора у нижнего края снимают отжатой полусухой кистью. Высыхать лист должен строго горизонтально.

9.jpg (55316 bytes)

План конспект урока “Чай, как средство для создания рисунка”

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Цель урока: Познакомить учащихся с новым художественным материалом, создать рисунок в данной технике.

Задачи:

  • Научить основам композиции и правилами построения;
  • Развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;
  • Прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.

План проведения занятия:

  1. Вводная беседа (5-7 мин.)
  2. Объяснение последовательного выполнения рисунка (8-10 мин.)
  3. Практическая часть (20-25 мин.)
  4. Подведение итогов. (5-7 мин.)

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На прошлых уроках мы с вами познакомились с законом светотени в композиции и попробовали его на практике. На примере восковых мелков и акварели мы с вами знаем, как можно одним цветом изобразить очень выразительные натюрморты. А сегодня я хотела бы вас познакомить с еще одним художественным материалом. Я сейчас прочитаю вам загадку, а вы попробуете догадаться.

Смесь из листьев и цветов,
Заварил и он готов!

Правильно! Это чай. Как видите, этот удивительный напиток не только утоляет нашу жажду, но и может подарить нам красоту, оставленную на бумаге. А скажите, пожалуйста, какие виды чая вы знаете?

(Учащиеся отвечают).

Какие вы молодцы! Но не все виды чая подходят для данной техники, а только черный и красный. Посмотрите, какие необычные оттенки дает нам черный чай <Рисунок 1>, Эти оттенки зависят не только от степени заваривания. Если, например, к черному чаю добавить луковую шелуху, то получится бронзовый оттенок, а если плоды рябины – красноватый. А вот какой замечательный оттенок при высыхании дает нам красный чай <Рисунок 2>.

У вас перед глазами находятся работы, выполненные в этой технике.

3.JPG (85303 bytes)

 

2. Сейчас я вам расскажу, как правильно пользоваться нашим новым художественным материалом. В первую очередь я хотела бы вам показать, как можно без разводов покрыть большую поверхность листа. Это называется техника отмывки.

9.jpg (55316 bytes)

Во-вторых, помните, (как и в акварели), если вам нужны четкие линии, то чай нужно наносить на сухой лист. Все запомнили? А теперь послушайте, как правильно поэтапно выполнить рисунок. Перед тем как начинать наносить чай, внимательно посмотрите, какие самые темные места будут на вашем рисунке, и первыми закрасьте именно их, потому что при многослойном нанесении чая тон становится темнее.

Затем, уже наносите основные тона, не забываем про метод отмывки.

И, после того как лист высохнет самым темным раствором чая завершите вашу композицию.

Не забывайте после каждого этапа отойти на расстояние и с другого ракурса посмотреть вашу работу, чтобы заметить ошибки и недостатки.

3. Теперь вы можете приступить к самостоятельной работе. Удачи вам и вдохновения!

Учащиеся самостоятельно выполняют работу на заранее подготовленных карандашных набросках

4. Наше занятие подходит к концу, давайте же посмотрим, что получилось у вас и ваших товарищей.

Идет коллективное обсуждение работ учащихся

Какие замечательные выразительные рисунки получились у нас! Давайте подведем итоги. Какой новый художественный материал мы сегодня изучили? Какие его особенности? Молодцы, всем спасибо за урок. До новых встреч!