Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (664,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
  • Продолжать формирование компетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
  • Выявить уровень сформированности компетенций: выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.
  • Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, парадоксальности, сопереживания), используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.

Личностная значимость изучаемого для школьника: растение-живой организм.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: >контрольно-обобщающий урок с элементами игры.

Приемы деятельности учителя:организация повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, делают выводы, работают с заданиями.

Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент - 2 минуты.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

2. Закрепление и обобщение знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания по теме “Процессы жизнедеятельности растений”. За правильный ответ в течение урока ставим 1 балл. Давайте вспомним проблему, которую мы ставили на уроках по изучению основных процессов в жизни растений.

Ученики отвечают, что главным на таких уроках было доказательство того, что растение - живой организм.

Слайд 4

Учитель. Давайте начнем с игры “Цепочка”. Слайд 5. (Обучающиеся по кругу дают понятия, нельзя разрывать цепочку. Если не знаешь понятие, становишься последним в цепи).

Учитель. Назовите основные признаки живых организмов. Какой признак является одним из главных?

Ученики называют основные признаки, называют обмен веществ.

Учитель Выполним следующее задание - слайд 6.

Учитель: Как в растительном организме взаимосвязаны процессы жизнедеятельности? Задание: по рисунку составить рассказ о процессе.

Условие: каждый ученик говорит одно предложение о процессе. Слайд 7

Учитель: Выполните задание самостоятельно - Слайд 8, 9, 10 11. Взаимопроверка.

Учитель: Один из основных процессов в жизни - фотосинтез. Каковы основные условия для фотосинтеза?

Ученики перечисляют.

Слайд 12 - докажите необходимость для фотосинтеза перечисленных условий.

Физминутка - слайд 13

Учитель: Еще один важный процесс - это воспроизведение себе подобных. О каком процессе идет речь?

Ученик: Это процесс размножения.

Работа в парах - проверка знания понятий по теме, слайд14.

Слайд 15. Работа с текстом “Размножение растений”. Укажите предложения с биологическими ошибками и исправьте их. Текст раздается индивидуально - приложение 1. Проверяется выполненное задание.

У доски два ученика. Выполняется задание - слайд16. Взаимопроверка.

Слайд 17. Определите способы вегетативного размножения растений

Учитель: Что такое видоизменение органа? Для чего необходимы видоизменения? - слайд 18.

Слайд 19 -  укажите процесс, о котором идет речь.

Слайд 20 - Учитель предлагает обсудить вопрос о взаимосвязи частей растения, их строения и функций.

Выполняется тест и его самопроверка - слайд 21-23, 24.

Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.

Рефлексия.

  • Кто сегодня получил отметку “5”?
  • Кто получил “4”?
  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
  • Дайте эмоциональную оценку урока.

 Литература.

1. Пономарева, И.Н. Учебник “Биология-6”, “Вентана-Граф”, 2010

2. “Я иду на урок. Биология. Ботаника. 6 класс” Издательство “Первое сентября”, 2002.

Приложение 1

1. У растений существует только один вид размножения.

2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.

3. При бесполом размножении участвуют два родители.

4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.

5. Человек не использует вегетативное размножение.