Урок русского языка по теме "Имя числительное". 9-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цели:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить учащихся с новой для них частью речи- именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умения и навыки коллективной и индивидуальной работы, способствовать развитию и закреплению навыков самостоятельной работы, концентрировать внимание на материале урока через постановку проблемных вопросов.

Корреционно- воспитательные:

Воспитывать умение вести диалог, аргументировать свою точку зрения, расширять кругозор.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация “Имя числительное”, плакаты с пословицами и со стихотворением, плакат с планом изучения темы, карточки для домашней работы, цифры “5” и “4”.

  1. Организационный момент
  2. - Давайте улыбнемся друг-другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

  3. Введение в тему в сочетании со словарной работой.

- Вам предстоит разгадать кроссворд из пяти слов, выделить главное слово, а это слово связано с темой нашего урока.

- Хотите найти?

-И так читаю задание, внимательно слушайте (презентация)

  1. Синоним к слову Родина (Отчизна)
  2. Группа людей, определяющие призовые места (жюри)
  3. Это слово обозначает основной род занятий, трудовой деятельности (профессия)
  4. Документ, который вы получите при окончании школы (свидетельство)
  5. Антоним к слову прокурор (адвокат)

- Запишите словарные слова в тетради.

- А теперь найдите слово, от которого произошло название новой для вас части речи.

- А вы, ребята, какие части речи знаете?

- Какую часть речи можно образовать от слова “число”?

- Назовите тему урока.

- Ребята, по какому плану мы работали при изучении частей речи.

- На какие вопросы нужно ответить?

- Сегодня мы с вами исследователи

План (на доске)

  • Что такое имя числительное?
  • Что обозначает эта часть речи?
  • На каие вопросы отвечает имена числительные?
  • Какие бывают числительные?

- На первый вопрос плана мы уже ответили, отвечаем на следующие вопросы.

- Работаем в группах у доски. Нужно поставить пропущенные числительные.

Задание для первой группы.

……………. раз примерь, …………….. раз отрежь.

…………. ум хорошо, а ………………. лучше.

Знать, как свои …………………. пальцев.

Идти на все ……………….. стороны.

Задание для второй группы.

…………………. день по всем неделькам.
Назовется понедельник.
Вторник – это день ………………….. .
Он стоит перед средой.
Серединочка среда-
…………………………. день она всегда.
А четверг - ………………………… день.
Шапку носит набекрень
…………………………. – пятница сестрица.
А суббота день ……………………………….. .
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний- воскресенье
Назначаем для веселья.

Работа с 1 группой.

- Объясните смысл пословиц.

- Найдите числительные в пословицах и прочитайте.

- На какой вопрос отвечают числительные? (сколько?)

- Что они обозначают? (количество)

Работа со 2 группой.

- Прочитайте числительные из стихотворения.

-На какой вопрос они отвечают? (который?, какой?)

- Что они обозначают? (порядок предметов при счете)

- Если вы были внимательны, то вы заметили, что мы параллельно ответили на 2 и 3 вопросы.

- Чтобы ответить на следующий вопрос нами будут управлять слова “количество” и “порядок”. Образуйте от этих существительных прилагательные (записывают в тетрадях).

III. Закрепление.

- Теперь мы ответили на все вопросы данного плана, раз мы с вами исследователи нам нужно вывести общее правило. Для этого надо будет снова обратить внимание на вопросы плана.

(Дети выводят правило).

- Правило, которое мы вывели является научным определением. А теперь откройте учебники и прочитайте правило на с.174.

- А теперь прочитайте предложения. Найдите имена числительные, поставьте вопросы. (слайд)

IV. Домашнее задание (На карточках) ПРИЛОЖЕНИЕ

Нужно выбрать понравившееся задание и выполнить в тетрадях.

V. Итог урока.

- Нужны ли вам числительные?

- Для чего мы их изучаем?

- Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу.

VI. Рефлексия

- У каждого из вас на столе две цифры. Оцените себя, на каую отметку вы работали на уроке.

  • Если вы поняли, ответили на все вопросы то “4”.
  • Если вы поняли, то можете объяснить и другим то “5”.